Власть

ВЫРАЖАЙ ПРАВИЛЬНО

21 сентября 2017, 16:40


ВЫРАЖАЙ ПРАВИЛЬНО

 Правовое поле | Юлия ВЛАСЮК

21.09.2017 16:40 © ДД

ЗАКОНОДАТЕЛИ продолжают обновлять морально устаревшие законы. На этот раз речь идёт о нормативном акте, регламентирующем проведение публичных мероприятий – собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования. Соответствующий законопроект уже выдвинут на рассмотрение Верховного Совета. Его автор – парламентарий Игорь Буга.

Фото: Activatica.org

НОВЫЙ ЗАКОН, по мнению разработчика, необходим прежде всего для того, чтобы уточнить базисные понятия. Поскольку ныне действующий нормативный акт о проведении собраний был принят ещё в 2002 году. Тогда формулировки, применяемые в нём, соответствовали положениям в уголовном, административном и избирательном кодексах. Однако эти три документа были полностью обновлены несколько лет назад и в них появились новые понятия, которых нет в законе о собраниях. Поэтому совокупное применение всех этих нормативных актов на практике может привести к различного рода казусам.

Кроме того, по уточнению автора законопроекта Игоря Буги, ныне действующая редакция закона о собраниях направлена в основном на защиту прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий. Между тем необходимо заложить в нормативный акт превентивные меры и санкции, которые заставили бы организаторов и участников публичных мероприятий уважительно относиться к гражданам ПМР и соблюдать их законные интересы. В законопроекте чётко прописывается ряд условий. Например, ограничение организаторов публичных мероприятий по возрасту – это не должны быть люди младше 18 лет. Кроме того, предлагается запретить организовывать публичные мероприятия тем, кто признан судом полностью или частично недееспособным или находится в местах лишения свободы. А также – политическим партиям, общественным и религиозным объединениям, чья деятельность была приостановлена, прекращена или запрещена.

Есть условия и для участников публичных мероприятий. Например, им запрещено нарушать общественный порядок, мешать движению транспорта, прятать лица, иметь при себе оружие, горючие материалы, алкогольные напитки. Они также должны выполнять требования организаторов, обеспечивать общественный порядок и соблюдать закон о тишине.

В общем, на первый взгляд, законопроект сформулирован весьма чётко и доступно. Но есть несколько спорных моментов. Например, в ныне действующем законе оговаривается, что под его действие не попадают собрания, которые проходят в пределах помещения или территорий, находящихся в собственности или аренде. А также – в специально приспособленных для этих целей местах. Зато в новом законопроекте такой оговорки нет. И это формально даёт возможность объявить незаконным любое собрание граждан, даже если оно проводится ими во дворе собственного дома для обсуждения спорных проблем разбивки и высадки клумб. Согласитесь, что это абсурд и такие моменты необходимо оговорить законодательно. Кроме того, сейчас в Приднестровье закон запрещает иностранцам и лицам без гражданства быть организаторами собраний, митингов и так далее.

Хотя, опять же по закону, они могут свободно участвовать в такого рода мероприятиях. В законопроекте же, который предлагает депутат ВС Игорь Буга, всех этих уточнений нет. Между тем, надо полагать, они необходимы, чтобы избежать вмешательства во внутренние дела республики со стороны различных зарубежных провокаторов. Ещё один важный момент: в ныне действующей редакции закона о собраниях чётко оговорено право на свободное распространение и получение информации. В частности, там сказано, что журналисты могут посещать подобные мероприятия, фотографировать, снимать видео и записывать аудио. Также предусмотрено, что отказ в допуске журналиста на собрания влечёт ответственность. В законопроекте же ничего такого нет. То есть формально организатор или представители правоохранительных органов могут не допустить журналистов на собрание, митинг, пикет или шествие. А это уже нарушит конституционное право граждан на информацию. Так что очевидно: новый законопроект нуждается в серьёзной доработке. Но надо полагать, депутаты Верховного Совета при его обсуждении учтут все нюансы. Потому что законодательные упущения в сфере проведения собраний, митингов, шествий и пикетов могут создать благоприятную почву для возникновения конфликтов интересов между властью и гражданами. А желающие подкинуть в эту почву удобрений всегда найдутся.  

2 стр. «ДД» №39 (12.675), 28.09 – 4.10.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ