Общество

ПРИЖАТЬ К НОГТЮ ВОШЬ РАЗРУХИ

5 мая 2017, 16:19


ПРИЖАТЬ К НОГТЮ ВОШЬ РАЗРУХИ

К 100-летию Великого Октября

Наша история | Лена НИКИТИНА

ИДЕОЛОГИ современной контрреволюции пытаются убедить молодёжь в том, что Великий Октябрь был случайностью. Хотя, несомненно, это была закономерность – следствие той социально-политической ситуации, которая возникла в России сто лет назад. Особенность её была в том, что верхи не могли больше управлять по-старому, а низы не хотели по-старому дальше жить. Почему так сложилось именно в 1917 году? По тем же причинам, из-за которых теперь люди стали жить хуже, чем в советскую эпоху, ставшую логическим завершением Великой Октябрьской Социалистической революции.

И. Бродский. Картина «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе в 1917 году»

СТО ЛЕТ назад тяжелейшая ситуация в стране убедила народ, что единственно возможный путь к нормальной жизни – тот, который предлагают большевики. Ведь реформы, которые принесла России буржуазная революция, не оправдали надежд основной части жителей страны – рабочих и крестьян, составлявших 77 процентов населения. Потому что политические свободы не были закреплены в законах. И выборы в Учредительное собрание всё время откладывались – их назначили лишь на середину ноября. К лучшему не изменилось и положение дел в экономике. Ведь она всё также держалась на нещадной эксплуатации рабочих и крестьян. Поскольку земля по-прежнему принадлежала помещикам, а фабрики и заводы остались в руках их прежн­их владельцев.

Кроме того, Россия была участницей Первой мировой войны. И военные тяготы больнее всего сказывались именно на бедняках. Заводы останавливались. Сельское хозяйство пришло в упадок. Транспортная система «сломалась», не выдержав нагрузки военного положения. Армия ощутила нехватку не только снаряжения и вооружения, но и продуктов. Солдаты в окопах буквально голодали.

Кроме того, из-за войны внешний долг России увеличился до огромных размеров. Ведь 4/5 государственных расходов уходило на военные нужды. Из-за недостатка топлива и сырья в стране закрылись многие сотни предприятий. Оставшиеся без работы люди не могли обеспечить семьям пропитание. И власти потеряли контроль над этой проблемой. Например, в Москве и Петрограде хлебный паёк к лету был сокращён до двухсот граммов в день, а в отдельные дни он уменьшался даже до 50-ти граммов. Следствием нехватки самых необходимых продуктов стала дикая спекуляция – цены выросли почти в 5 раз. А хлеб по сравнению с довоенным временем подорожал в 16 раз, картофель – в 20, сахарный песок – в 27 раз. В итоге по городам России прокатились голодные бунты. Люди громили продовольственные склады, останавливали шедшие на фронт составы и растаскивали продовольствие… Эти стихийные экономические выступления народных масс партия большевиков сумела перевести в организованное русло и придать им политический характер.

Ленин доказал, что в России капитализм вступил в последнюю стадию своего развития – империализм. Он обосновал необходимость буржуазно-демократической революции и её перерастания в революцию социалистическую. И сумел на практике применить идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса, вскрывших классовую суть капиталистической эксплуатации.

К СОЖАЛЕНИЮ, сегодня от завоеваний Великого Октября осталось немногое. Потому что, потеряв бдительность, народы некогда братских советских республик попались в идеологическую ловушку сторонников реставрации капитализма. И теперь человек труда должен заново осмыслить своё положение в государстве. Надо признать, что за годы, прошедшие после развала СССР, народ утратил власть в государстве. Прежде созданный механизм управления – Советы народных депутатов – превратился в чисто формальный представительский орган. Потому ничего удивительного нет в том, что подлинные интересы трудящихся сегодня остаются без внимания. Теперь государство, ориентированное на реставрацию капитализма, защищает в первую очередь тех, кто имеет деньги. То есть небольшую группу предприимчивых людей, сумевших в период разрушения Советского Союза получить от этого личную выгоду.

А простой народ лишился социальной защиты, которую прежде гарантировала Совет­ская власть. Потому что советская экономическая система со всеми её недостатками всё же была ориентирована на заботу о большинстве. А нынешняя – на благополучие пусть в чём-то талантливого и предприимчивого, но меньшинства. Хотя, конечно, капиталисты всячески стараются придать человеческий, так сказать, облик своему обществу. Поэтому и родилась, например, легенда о «шведской модели социализма», при которой государство обеспечивает высокий уровень жизни населения и гарантирует социальные льготы… Конечно, нет смысла отрицать, что в отдельных странах люди живут хорошо. Однако вовсе не потому, что капитализм стал хорошим. Просто отдельные правительства добиваются того, чтобы производители, получая прибыли, не забывали об обществе, делились с ним. Но правительства меняются… А основа строя, при котором главное – получение капиталистами прибыли, остаётся неизменной.

И поэтому так отличается уровень жизни в разных капиталистических странах. Даже если они крепко связаны друг с другом, как, например, в Евросоюзе. В него входят и богатая, например, Германия, и беднейшая Греция. Потому совсем не скоро Румыния или Болгария, вступившие в ЕС, достигнут вершин благоденствия. И понятно, что зря так надеются на ЕС Украина и Молдавия – простые украинцы и молдаване всё равно не будут жить лучше.

БУДЕМ ЧЕСТНЫМИ до конца: и при социализме людям не удалось решить многие проблемы. Однако согласитесь: вернувшись к капитализму, мы стали жить хуже, чем раньше. Ведь практически все бывшие советские республики и страны соцлагеря – это теперь всего лишь сырьевые придатки развитых капиталистических стран, источник дешёвой рабочей силы, потребители низкосортной продукции транснациональных корпораций. Из граждан великой державы мы превратились в бедных жителей разрозненных и нищих государств так называемого «третьего мира».

Так что можно сегодня в чём угодно упрекать большевиков, возглавивших революцию в октябре 1917 года. Но никуда не денешься от исторической правды: в созданном Лениным государстве у людей были и социальная защита, и социальные гарантии… И самое главное – надежда на будущее, уверенность в завтрашнем дне. А сегодня что имеет народ, кроме безработицы, социальной беззащитности и беспросветной безнадёги? 

3 стр. «ДД» №19 (12.655), 11 – 17.05.2017


• НА ТУ ЖЕ ТЕМУ

ВСЯ ВЛАСТЬ…

 



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ