Наш мир

ПОНИМАНИЯ ХОЧЕТСЯ…

9 февраля 2017, 11:42


ПОНИМАНИЯ ХОЧЕТСЯ…

Мы и весь мир | Виктория ПАШЕНЦЕВА

ЭТО ТЁПЛОЕ и уютное двухэтажное здание в парковой зоне – детский сад. Он не самый новый в Рыбнице – тринадцатый по счёту. Но зато уникальный для нашего города. Потому что молдавско-русский. И именно это обстоятельство привело меня сюда.

Есть в календаре памятных дат Международный день родного языка.

Он в конце XX века был провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО и с 2000 года отмечается 21 февраля. Причём воспитанники дет­ского сада №13, как оказалось, довольно активно готовятся к празднику. Слышу доносящиеся из зала музыку и детские голоса – идёт репетиция…

Но для меня приближающаяся дата – ещё один повод поразмышлять о том, что происходит сейчас в Приднестровье с молдавским языком?

И я надеюсь, что понять это мне поможет разговор с Любовью Томашевской – заведующей детсадом.

Ах, какое сегодня солнышко! Фото: Вика Потравная / ДД

– ДЕТСКИЙ САД стал только молдавским ещё в 1989 году, – Любовь Алексеевна восстанавливает хронологию, листая личные дела сотрудников. – Тогда здесь работали 12 групп. И наполняемость их была высокой – в среднем 35 воспитанников. И это неудивительно. Ведь в Рыбнице живёт немало молдаван…

Потом распался Советский Союз. Повсюду начались экономические проблемы. Тогда многие рыбничане уехали из родного города в поисках лучшей доли. И число воспитанников в детских учреждениях резко сократилось. Негативно сказался, конечно, и демографический спад.

В молдавском детсаду число деток уменьшилось по тем же причинам, что и везде. Но кроме того, была ещё одна специфическая причина, по которой переполненный когда-то садик стал терять воспитанников.

Дело в том, что история разделила единую когда-то Совет­скую Молдавию на две части – левобережную и правобережную. Когда вооружённое противостояние на Днестре закончилось, в Рыбнице открылась негосударственная молдавская школа – лицей «Эврика». Обучение там идёт на основе латинской графики. Чуть позже в этой школе открыли ещё и дошкольные группы. Причём плату за питание там берут сравнительно небольшую. И многие родители отдали сюда своих детей.

А в тринадцатом детсаду остались всего три молдавские группы. Сегодня их посещают в общей сложности всего 24 воспитанника. Впрочем, к Рыбницкому УНО относятся ещё семь дошкольных учреждений, где существуют молдавские группы – в сёлах Бутучаны, Большой Молокиш, Выхватинцы, Михайловка, Жу­ра, Плоть. И там тоже сокрушаются по поводу малого числа ребятишек. Хотя, надо сказать, на эту проблему жалуются многие учреждения образования. В том числе и русские…

Конечно, трудно было бы представить Приднестровскую Молдавскую Республику без учебных учреждений, где обучение ведётся на молдавском языке. Тем более, что он в нашей республике – один из трёх равноправных государственных языков. Поэтому власти всячески поддерживают такие учебные учреждения.

Вот и в Рыбнице, где кроме молдавского детского сада есть ещё школа с обучением на кириллице. Учеников в ней, к сожалению, тоже немного. И в своё время эти два учебных учреждения пытались соединить в одно. И, кстати, комплекс школа-сад некоторое время располагался здесь – в здании на окраине городского парка. Потом в рамках оптимизации, начавшейся в системе народного образования, молдавскую школу перевели в здание девятой школы.

Молдавский же детский сад, чтобы не пустовали группы, решили сделать молдавско-русским. Здание прекрасно оборудовано и приспособлено для развития и воспитания ребят. Здесь есть спортивный и музыкальный залы, изостудия, работает логопедический кабинет…

А теперь здесь открывается ещё и физиотерапевтический кабинет. Так что детский сад №13 обрёл новый профиль. Здесь будут принимать часто болеющих ребятишек и тех, кто нуждается в диетическом питании. Таких, по данным рыбницкой детской поликлиники, в городе как минимум 75 человек. Но пока их родители не спешат воспользоваться открывшимися возможностями. Хотя в детском саду к приёму новых воспитанников готовы ещё две группы.

– К сожалению, общество никак не осознаёт, что наша жизнь зависит в первую очередь от нас самих, – рассуждает Любовь Томашевская. – Мы сами должны стремиться к тому, чтобы сохранить свой язык, культуру, здоровье. Иначе никакие меры государственной поддержки не помогут народу остаться народом. То есть единым целым…

КОНЕЧНО, нельзя не согласиться с этим выводом. Хотя думается: государство на­ше всё-таки недостаточно делаёт для сохранения и развития молдавского языка на левом берегу Днестра.

Это видно и на примере детсада №13. Почему бы, к примеру, не снизить оплату за питание для воспитанников этого учреждения? Ну, чтобы сделать его более привлекательным, чем другие. Тем более, что здесь решили заниматься оздоровлением детей. Значит, родителям болезненных малышей приходится тратить деньги на покупку лекарств и обеспечение диеты… Так почему бы государству не облегчить их ношу?

Это – о финансовой поддерж­ке молдавского языка. Но есть и другие аспекты проблемы. На мой взгляд, не только ли из-за дешевизны услуг лицея «Эврика» туда уходят дети из государственных учреждений. Просто родители задаются вопросом: «А что будет делать мой ребёнок, окончив школу с обучением на молдавском языке?» И ответы на этот вопрос внутри республики находят, увы, далеко не все.

Приднестровье, к сожалению, не может обеспечить всем этим ребятам возможности широкого выбора профессий. Конечно, нельзя сказать, что в Приднестровье вообще не ведётся профессиональное обучение на молдавском… И всё же список профессий, которым можно обучиться в ПМР, не отказываясь от родного молдавского языка, ограничен. Мамы с папами это понимают. Поэтому предусмотрительно переводят своих детей в учреждение, которое теоретически откроет перед ними больший профессиональный выбор. Родители принимают как факт то, что обучение там идёт на основе латинской графики. А чтобы учёба в такой школе ребёнку давалась бы легче, они отдают его в такой же негосударственный детский сад…

 Есть ли выход из этой ситуации? Думается, ответ на этот вопрос лежит в политической плоскости. И кажется, что теперь уже на обоих берегах Днестра поняли: нельзя заставить народ жить так, как он того не хочет. Так что, возможно, пришла пора изменить своё отношение к языковой проблеме, которая когда-то не только расколола Молдавию на две части, но и вынудила молдавский народ де-факто не говорить, но писать на разных языках. Быть может, сегодня есть выход из этой непростой ситуации? Пусть политики подумают, это их работа…

А простым людям хочется понимания. Взаимопонимания, которому родной язык – всегда в помощь.  

1 – 4 стр. «ДД» №7 (12.643), 16 – 22.02.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ