Власть

НАЛОГОВОЕ ДЕЖАВЮ

8 сентября 2017, 12:35


НАЛОГОВОЕ ДЕЖАВЮ

Реформы | Арина КОЛЧАНОВА

2017-09-08 15:06:14

ВЛАСТИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ намерены реформировать налоговое законодательство. Усовершенствованию подвергнутся сразу несколько законов в области проведения налоговых проверок, бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, административных правонарушений… В результате, по задумке правительства, доля теневой экономики в стране снизится.

Рис. polit-gramota.ru

ЧЕСТНО СКАЖУ, подобные инициативы вызывают эффект дежавю.  О необходимости реформировать налоговое законодательство власти заявили ещё в 2012 году. Тогда министерства финансов и юстиции разработали новый законопроект о введении налогового кодекса в ПМР. О нём много говорили на заседаниях Верховного Совета, в правительстве и администрации президента. К обсуждению реформы налогового законодательства подключились общественники и сотрудники профильных министерств.

Шли годы, а налоговый воз так и не сдвинулся с места. Если какие-то изменения в законодательство и вводились, то это были, так сказать, точечные удары. Между тем за первые шесть месяцев этого года только в Рыбницком районе недоимка в бюджет увеличилась на 973,9 тысячи рублей и составила 30 миллионов 700 тысяч. Согласитесь, для нашего маленького региона с его вечно дефицитным бюджетом, в котором не хватает денег даже на выплату зарплат бюджетникам, это очень много.

И вот теперь власти снова говорят о реформах в налоговой системе. Правда, они не предлагают менять его коренным образом. Но и не хотят ограничиваться лишь мелкими нововведениями. Их цель – ввести отдельные инструменты налогового администрирования, которые уже опробованы в России, Казахстане, Молдавии и Европейском Союзе.

О ЧЁМ идёт речь? Первым делом, по мнению председателя правительства Александра Мартынова, необходимо изменить систему налоговых проверок. Точнее, их периодичность. Сейчас они проводятся без исключения на всех предприятиях один раз в три года. Власти же предлагают внедрить иной подход. Он будет ориентирован на степень вероятности того, что экономический агент может уклоняться от уплаты налогов. Например, занижать размер выручки или прибыли, указывать в налоговой отчётности недостоверную  информацию… На основании определённых критериев все предприятия республики будут разделены на три группы: высокого, среднего и низкого риска. В первую попадут фирмы, которые допустили серьёзные налоговые нарушения, часто меняют свой юридический адрес либо он не соответствует фактическому месту нахождения предприятия. Основанием для негативной оценки экономического агента могут также стать значительное уменьшение суммы чистых активов организации либо открытие уголовного дела в отношении её сотрудников.

В среднюю группу риска попадут предприятия, которые на протяжении более трёх лет отражают в финансовой отчётности вместо прибыли убытки, а зарплата сотрудников на 10 и больше процентов ниже, чем в среднем по профильной отрасли.

 В дальнейшем те фирмы, которые не вызывают доверия налоговиков, будут проверяться раз в год. А к тем, которые войдут в группы средней и низкой степени риска, налоговые органы будут наведываться раз в два года и в пять лет соответственно.

Ещё правительство предлагает установить ряд критериев, в соответствии с которыми налоговые органы смогут инициировать внеплановые проверки на предприятиях. Однако налоговики получат право сначала запросить у фирмы пояснения по поводу «сомнительных» фактов. И если ответ будет адекватным, то внеплановую проверку можно будет отложить. Кроме того, власти намерены ввести процедуру налогового мониторинга на предприятиях, отнесённых к высокой и средней группе риска. В частности, инспекторы на протяжении определённого времени будут наблюдать за деятельностью предприятия изнутри. Так они смогут обнаружить нарушения, которые сложно найти, если работать только с документами. Например, можно проследить, инкассирует ли фирма всю выручку или часть средств проводит мимо кассы.

А ВОТ ЕЩЁ одно новшество, предлагаемое правительством – изменить подходы к налогообложению экономических агентов. Ведь сейчас торговые предприятия обладают преимуществом перед производственниками. Поскольку у них налогом облагается валовая прибыль от продажи товаров, а у производителей – валовой доход от продажи собственной продукции. Поэтому торговцы платят налог в меньшем размере. И это необходимо исправить. В том смысле, что надо привести налогообложение всех экономических агентов в единому знаменателю. Причём это предложение построено на анализе финансово-хозяйственной деятельности 309 самых крупных налогоплательщиков Приднестровья. И на его основе власти сформировали список отраслей, в которых нужно понизить ставки налога на доход. Для предприятий электротехнической промышленности, например, она будет установлена на уровне 2,4 процента, что почти втрое меньше, чем сейчас. Конечно, поступления в бюджет первоначально из-за этого снизятся, но вследствие активизации производственной деятельности со временем налоговые отчисления увеличатся.

Реформаторы планируют установить равный подход к налогообложению всех сельхозпредприятий. В том числе и тех, для которых сельское хозяйство не относится к основному виду деятельности. При этом аграрии должны будут легализовать сезонных рабочих и платить им «белые» зарплаты. Для этого ставка единого социального налога будет снижена и установлена в размере 12 процентов от выплат, начисленных таким работникам.

Ещё один блок законопроектов касается малого предпринимательства. Здесь тоже есть серьёзные проблемы, особенно в сфере конкурентоспособности. Поскольку сегодня многие индивидуальные предприниматели представляют собой по сути эффективные юридические лица. И с ними приходится конкурировать бизнесменам-одиночкам с заметно меньшим потенциалом. Правительство считает, что эту ситуацию необходимо исправить.

В ОБЩЕМ, замахнулись власти широко. И скорее всего Верховный Совет примет весь пакет законопроектов с определёнными доработками. Поскольку в пос­лед­нее время исполнительная и законодательная власть демонстрируют редкостное единодушие в сфере управления государством. Вот только никто пока не может гарантировать, что все эти реформы пойдут на благо всем экономическим агентам. Ведь в истории Приднестровья не раз уже бывало, что принятые властями законы вместо того, чтобы помочь экономике и населению республики, сказывались негативно на жизни страны.

С другой стороны, ещё хуже ничего не делать. Ведь уже даже самым далёким от экономики и политики людям понятно, что законодательная система Приднестровья отчаянно нуждается в совершенствовании буквально во всех сферах. Вот только результат этого совершенствования может быть неожиданным. По крайней мере, для народа.

2 стр. «ДД» №37 (12.673), 14 – 20.09.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ