Общество

КАК РАБОТАЕТ АВТОГРАЖДАНКА

14 мая 2017, 09:06


КАК РАБОТАЕТ АВТОГРАЖДАНКА

Закон дороги

10 мая в Приднестровье вступил в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этот нормативный акт Верховный Совет принял ещё в конце 2016 года, однако в последующие месяцы в него вносились некоторые изменения. Корреспондент ИА «Новости Приднестровья» узнал у заместителя председателя правительства ПМР по вопросам правового регулирования Станислава Касапа, как же всё-таки будет работать приднестров­ская автогражданка.

• Принципы ОСАГО и законодательные акты, их регулирующие

ОСАГО было введено в Приднестровье в 2015 году на основании указа президента. Однако, по словам Станислава Касапа, этот нормативно-правовой акт был несовершенен, в том числе не содержал подробной регламентации всех процессов и процедур по страхованию ответственности владельцев транспортных средств.

К тому же в период, когда автогражданка действовала в Приднестровье на основании указа главы государства, оформлением полисов ОСАГО занималась только одна фирма, что привело к монополизации рынка. Устранить эти и иные недостатки и был призван принятый парламентариями закон.

«Он был разработан для того, чтобы ввести нормальные конкурентные условия, установить прозрачные процедуры по страхованию автогражданской ответственности и сделать это на законодательном уровне, как во всех прочих государствах», – конкретизировал вице-премьер.

• Для чего нужен полис ОСАГО и чем он отличается от каско*

Действие полиса ОСАГО распространяется именно на ответственность автомобилиста за ущерб, который он нанёс в ходе дорожно-транспортного происшествия прочим участникам аварии: чужим транспортным средствам и иному имуществу, вред здоровью и жизни потерпевших, будь они водителями или пассажирами.

Пострадавшие вместо того, чтобы подавать иск в суд, могут обратиться в компанию, которая застраховала виновника ДТП, и получить компенсацию нанесённого им ущерба. Это, с одной стороны, избавляет автовладельцев от достаточно серьёзных трат, а с другой, освобождает пострадавших от необходимости вести долгие судебные тяжбы и гарантирует им получение причитающегося возмещения ущерба и вреда.

Так, по словам зампреда правительства, в республике были случаи, когда пострадавшие обращались с иском в суд, выигрывали дело, но фактически компенсацию получить не могли, потому что у виновника ДТП не было достаточно средств. Введение системы ОСАГО должно исключить возможность повторения таких фактов.

При этом гражданам, оформившим на свои автомобили полисы каско, следует помнить, что они застраховали не свою ответственность перед третьими лицами, а лишь ущерб, который получит их собственное транспортное средство. Поэтому наличие полиса каско вовсе не освобождает автомобилистов от необходимости оформить автогражданку.

• Кто попадает под действие закона об ОСАГО

Приднестровские полисы ОСАГО необходимо приобрести будет всем жителям республики, которые владеют автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории ПМР. Законодатели сделали исключение для автомобилей, используемых дипведомствами, мопедов, а также сельскохозяйственной техники.

«Изменение, освобождающее сельхозтехнику от обязанности страховаться, было внесено, потому что иначе это вылилось бы в дополнительные расходы для сельскохозяйственных организаций – это первое, а второе связано ещё и с тем, что сельхозтехника, конечно, в первую очередь передвигается по полям и только в редких случаях по дорогам общего пользования. При этом скорость у неё, как правило, невысокая», – отметил Станислав Касап.

Гражданам, которые приобрели страховые полисы ещё до 10 мая, то есть в период когда ОСАГО действовало на основании указа президента, а не закона, не нужно будет оформлять новую страховку до тех пор, пока не истечёт срок действия прежней. Впрочем, по словам вице-премьера, это в большинстве случаев должно произойти в скором времени, так как ранее оформлявшая полисы ОСАГО компания «Универсальные системы страхования» уже несколько месяцев как больше не занимается автогражданкой.

Также гражданам ПМР, которые в этом году уже оформили на свои авто молдавскую страховку, всё равно придётся приобрести приднестровские полисы. По словам зампреда правительства, хоть такое решение и вызывает много вопросов, но ОСАГО – это налоги, это страховая система Приднестровья.

Выписывать штрафы за отсутствие автогражданки сотрудники ГАИ начнут только с 1 июля. До того милиционеры будут только предупреждать автомобилистов о необходимости приобретения полиса. «В течение этих пятидесяти дней автовладельцы могут в спокойном режиме приобрести страховку и естественно быть готовыми, что с 1 июля эту страховку уже более требовательно будут спрашивать сотрудники ГАИ», – рассказал Станислав Касап.

• Действие приднестровских полисов за рубежом

Сегодня по-прежнему действует соглашение с Молдавией о взаимном признании страховок. К нему планируют присоединиться три приднестров­ские страховые компании. «И после того как молдавская сторона подтвердит своё желание продолжать этот взаимный механизм признания ОСАГО, я предполагаю, что никаких проблем у наших автовладельцев не возникнет», – рассказал вице-премьер.

Станислав Касап добавил, что если РМ откажется от признания приднестровских полисов ОСАГО, то ПМР также может обязать въезжающих в республику молдавских автомобилистов вдобавок к имеющейся у них страховке оформлять и приднестровскую. «Но мы надеемся, что до этого не дойдёт», – добавил вице-премьер.

А вот на территории сопредельной Украины полисы ОСАГО, оформленные страховыми компаниями из ПМР, пока признавать не будут. Тем не менее, по словам Станислава Касапа, приднестровские дипломаты ведут с украинской стороной переговоры по этому вопросу.

Однако украинские автомобилисты пока так же, как и молдавские, смогут передвигаться по территории ПМР без оформления приднестровской страховки при условии, что у них есть «зелёная карта».

• Где можно будет оформить полис ОСАГО и сколько будет стоить автогражданка

На сайтах фирм «Страховой дом», «Арион» уже есть так называемые калькуляторы ОСАГО, при помощи которых любой автовладелец может подсчитать стоимость страховки. «Вообще все ставки страхования утверждены законом об ОСАГО. Там расписаны и критерии, по которым стоимость страховки увеличивается или уменьшается, и базовая ставка, и размер РУ МЗП, который используется для исчисления стоимости страховки», – рассказал вице-премьер.

Так, годовой полис ОСАГО для автомобиля объёмом двигателя от 1.600 до 2.000 кубических сантиметров при условии, что им пользуется только один водитель, который старше 23 лет и имеет более двух лет опыта за рулём, будет стоить чуть более 300 рублей.

«В случае, если у водителя меньше стажа или он моложе 23-х лет, если автомобилем управляет сразу неограниченное количество лиц, страховка обойдётся дороже. Если стаж у водителя большой, управляет автомобилем только он один, меньше объём двигателя, то соответственно страховка для этого водителя будет стоить дешевле», – отметил Станислав Касап.

• Бонус-малус и льготы при приобретении полиса

Вступающий в силу закон также предусматривает определённый механизм поощрения для более ответственных водителей, чего ранее не было в указе президента. Речь идёт о принятой в мировой практике системе бонус-малус. Она начнёт работать лишь со второго года действия ОСАГО, так как для определения индивидуального водительского коэффициента бонус-малус необходима статистика, как часто владелец авто становился виновником ДТП. Она будет аккумулироваться в специальной электронной системе учёта, которую предстоит создать в течение первого года действия автогражданки. К базе данных получат доступ как государство, так и страховщики.

Кроме того, законом предусмотрено предоставление при приобретении полиса льгот для таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий по защите ПМР. Согласно тексту нормативного акта, сумма скидки может достигать 25%.

По словам Станислава Касапа, пока, согласно тем калькуляторам, которые есть на сайтах компаний, страховщики готовы предоставлять 10% льготы, однако в правительстве надеются, что размер скидки вырастет до максимального.

* Слово «каско» – не аббревиатура, но от итальянского casco, которое переводится на русский как «щит»

4 стр. «ДД» №20 (12.656), 18 – 22.05.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ