Общество

ГОРА ТАРЫ

18 августа 2017, 23:15


ГОРА ТАРЫ

Права потребителяМаша ЖЕНИНА

РЫБНИЧАНИН Сергей живёт в многоэтажном доме. И, как у многих жителей города, у него нет подвала. Нет у него также сарая или гаража — только застеклённый балкон. Но пользоваться этим «жилищным бонусом» мужчина не может. Потому что там горы тары, выбросить которую нельзя…

Вместе с холодильником многие из нас покупают и проблему с тарой. Фото: camarade.biz.

ДЕЛО В ТОМ, что нынешним летом Сергей решил обновить в квартире бытовую технику. Причём крупногабаритную — купил стиральную машину и холодильник. Да ещё кое-что по мелочи.  И в магазине его предупредили: «Пока не закончится гарантийный срок, коробки не выбрасывайте. Иначе в случае поломки обратно не примем — сдавать нужно только в родной упаковке…»
— В магазине я как-то не задумался о том, чем обернётся для меня это требование. А дома, когда распаковал покупки, понял: полтора года придётся мучаться с этими коробками. Раз до конца гарантийного срока их выбрасывать нельзя…
Попытался было Сергей самостоятельно разобраться в законности требований продавца хранить тару. Обращался в госнадзор — даже в Тирасполь звонил по этому поводу. Но из объяснений компетентных сотрудников так и не понял, должен или не должен покупатель подчиняться этим требованиям. Потому и обратился за помощью к журналистам «ДД».
— Считаю, — заявил он, — что торговое предприятие вправе требовать, чтобы мы сохраняли упаковку товара. Но — не дольше срока, в течение которого покупатель может по закону вернуть товар в магазин. Это логично: возвратить покупку ты должен в упаковке, чтобы её можно было продать потом. Но я ведь не собираюсь отказываться ни от холодильника, ни от стиральной машины! Почему я должен хранить их громоздкие коробки? Предположим даже, что мне придётся сдавать эту технику в ремонт по гарантийному сроку. Зачем мастеру тара?

ТЕМА ЭТА, конечно же, интересует не только Сергея. Ведь масштабы проблемы, затронутой нашим читателем, можно представить исходя из сведений, опубликованных в информационном статистическом бюллетене. Только за первые 5 месяцев нынешнего года в Приднестровье было завезено оборудования и механических устройств более, чем на 12 миллионов долларов. А электрических машин и оборудования — свыше, чем на 11 миллионов долларов. И вывод напрашивается сам собой: раз торговцы завозят этот товар — значит, есть кто-то кто его покупает…
Но где же люди хранят коробки из-под приобретённой техники? «ДД» спросил об этом жителей Рыбницы — прохожих на улице. Из двух десятков респондентов 14 человек сказали, что выбрасывают тару, поскольку хранить её им негде или не хочется захламлять дом (балкон, сарай, гараж). Шесть человек ответили, что выполняя требования торговых точек, сохраняют коробки.
Но насколько законно такое требование с юридической точки зрения? В поисках ответа на этот вопрос ваша корреспондент проштудировала принятые в Приднестровье закон о защите прав потребителей и правила обмена непродовольственных товаров, купленных в розничной торговой сети. Выяснилось следующее.
Недостатки, обнаруженные в товаре, продавец должен устранить в течение 20-ти дней с момента предъявления потребителем соответствующего требования. При этом доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5-ти килограммов для ремонта, уценки, замены, а также возврат их потребителю «осуществляется безвозмездно силами продавца». Впрочем, отвезти в магазин на ремонт и забрать оттуда свою покупку покупатель может и сам. Но при этом продавец обязан возместить ему необходимые расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.
Непродовольственный товар даже надлежащего качества можно обменять… Но — только при условии, что он не был в употреблении. И если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, пломбы, фабричные ярлыки, выданный при покупке товарный или кассовый чек. И только в этом случае можно считать законным требование сохранить упаковку.
При этом важно знать: если покупка не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или каким-то другим причинам, обменять непродовольственный товар можно в течение 14-ти дней, не считая дня покупки. Однако тут закон делает оговорку: не подлежат обмену по вышеперечисленным причинам товары, которые включены в перечень, утверждаемый правительством. А один из пунктов этого перечня обозначен как «Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки». В эту группу входят бытовые станки (металлорежущие и деревообрабатывающие), электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, а также электронные игрушки.

ОДНАКО в нашей республике нет закона или каких-то подзаконных актов, обязывающих покупателя хранить коробки от бытовой техники в течение всего гарантийного срока. Другое дело, что это хранение может быть условием, которое выдвигает сам магазин. При этом покупатель вправе не согласиться с таким условием. Хотя, как показывает практика, мало кто оспаривает это требование. Это потому, что плохо мы знаем законы государства, в котором живём. И не умеем отстаивать свои права, в том числе права потребителей.

4 стр. «ДД» №34 (12.670), 24 — 30.08.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ