Наш мир

БАБЬЯ ДОЛЯ. НЕЗАВИДНАЯ…

26 февраля 2017, 09:15


БАБЬЯ ДОЛЯ. НЕЗАВИДНАЯ…

8 марта – Международный женский день

Социальный портрет | Лена НИКИТИНА

Праздник любви к матери, хозяйке дома, хранительнице очага… О полном названии праздника, который мы отмечаем 8 Марта, теперь почти и не вспоминают. Потому что современному обществу оно кажется слишком уж воинственным – День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. И даже сами женщины не хотят делать акцент на истории появления в календаре этой памятной даты. Как показал опрос, проведённый «ДД», им нравится чувствовать себя в этот праздник слабым полом – получать знаки внимания, подарки, комплименты…

Между тем объективные обстоятельства далеко не всегда позволяют женщине быть слабой. И реалии заставляют всё же вспомнить уроки истории.

Страсть японского фотографа Косуке Окахары – фиксировать повседневную жизнь и переживания людей. В начале 2011 года он приехал в село Ленино Рыбницкого района, пожил там неделю и снимал, снимал… Эти его фотографии были опубликованы в известных изданиях. Вот одна из работ мастера, чуткая и беспристрастная: пожилая сельская женщина. Фото: Косуке Окахара

Именно об этом мы говорили с Марией Григорьевной Чумак – женщиной, у которой большой жизненный опыт.

Моя собеседница уже, почитай, 77 лет живёт в селе Выхватинцы – родилась тут и состарилась.  И четверть века была председателем сельского Совета – правда, ещё в советское время. Причём годы, минувшие с тех пор, не лишили Марию Григорьевну здравого взгляда на происходящее вокруг.

В том числе и на нынешнее положение женщины в семье и государстве.

– Знаете, почему сельские женщины старятся быстрее городских? – озадачила она меня неожиданным вопросом. И сама же ответила на него. – Потому что работают с утра до ночи и не имеют возможности следить, ухаживать за собой. Ведь день сельской жительницы начинается не с тёплого душа, пятиминутки у зеркала и чашечки ароматного кофе перед телевизором… В селе женщина встаёт ни свет ни заря и сразу за работу. Корову нужно подоить и вывести в череду. В хлеву – убрать навоз. Покормить остальную живность. А ещё огород ждёт – где-то там полить нужно, где-то – траву подёргать. Едва-едва закончишь эти хлопоты по хозяйству, а там уже детей в школу и детский сад пора отправлять. Потом – самой на работу собираться. Если повезло трудоустроиться в селе – можно ещё успеть двор подмести или в доме прибрать. Но многим приходится всё бросать, чтобы к началу рабочего дня успеть добраться до города. А вечером опять – хлопоты по хозяйству, заботы о детях… И по выходным без отдыха. Работы всегда полно. Так что даже в парикмахерскую порой некогда сходить. А маникюр просто нет смысла делать – всё равно уберечь его не удастся.

Впрочем, моя собеседница считает: сегодня и в городе женщиной быть тяжело. Потому что на равных с мужчинами приходится нести груз всех социальных проблем. Отвечать за семью. Работать не где хочется, а где есть возможность. И зачастую получать не по труду, а сколько заплатят. Потому что в государстве безработица…

И в годы советской власти слабой женщине надо было быть сильной. Но раньше у людей были, по крайней мере, постоянная работа и стабильная зарплата. А теперь этим может похвастаться далеко не каждая женщина. Да и вообще жизнь сельских жителей стала очень бедной – в прямом и переносном смысле этого слова.

В прямом – потому что зарплаты и пенсии маленькие, а цены – наоборот.

Конечно, и горожане жалуются на дороговизну. Но жителям сёл многим хуже. Ведь буквально за любой товар им приходится переплачивать. В сельском магазине цены высокие. Поскольку выгода предпринимателя в том, чтобы, купив товар в Рыбнице, перепродать его потом чуть дороже. А покупателю это, конечно, накладно. Однако съездить за покупками в город не дешевле – придётся на дорогу тратиться. Так что многие жители села даже в поликлинику отправляются только в случае крайней необходимости. Но это не только потому, что денег на дорогу нет. Просто за большую часть медицинских услуг теперь приходится платить самому больному.

Обеднела жизнь сельских жителей и в другом смысле – каждый сам по себе у телевизора. А раньше у людей было больше общих радостей.

Взять хотя бы художественную самодеятельность: хор, цыганский ансамбль… Село славилось самодеятельными коллективами, которые выступали не только по праздникам, но и практически каждые выходные – по очереди. Помимо этого в районе часто проводились смотры, конкурсы и прочие культурные мероприятия. Приезжали гости из других районов и даже республик. И наши ездили, так сказать, на гастроли. Да что там артисты! Любой житель села мог взять путёвку выходного дня и съездить в Одессу, Киев, Ленин­град… Походить по музеям, увидеть исторические достопримечательности. И оплачивали такие поездки профсоюз или колхоз.

Теперь никто уже не гарантирует сельским жителям не то что содержательный отдых – возможность трудоустроиться. Колхоз погиб, и мало кому везёт найти работу в селе. Вот люди и уезжают: одни – на заработки, другие – навсегда… Ну, а в итоге живут в Выхватинцах главным образом старики и дети. Дети вырастают и уезжают. А старики умирают…

– Когда-то в Выхватинцах существовал женсовет, – вспоминает Мария Григорьевна. – Женщины могли коллективно решить многие проблемы. В том числе и житейские, бытовые. Теперь такой организации нет. Как нет и других общественных рычагов, которые прежде помогали женщине при любых обстоятельствах чувствовать себя, как говорится, хозяйкой положения. В лучшем случае, сегодня соберутся две-три бабы на дороге. Пожалуются друг другу на невзгоды. Вот и всё…

Это так оно складывается, потому что теперь – каждый сам за себя. А в одиночку нигде не сделаешь жизнь лучше – ни в селе, ни в городе. Сил не хватит… 

2 стр. «ДД» №9 (12.645), 2 – 8.03.2017



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ