Экономика

1.511 километров проблем

Реформы | Лена НИКИТИНА © ДД

31 марта 2018, 20:40


ПРИДНЕСТРОВЬЕ больше не гордится своими хорошими дорогами. Потому что сегодня, увы, оснований для этого нет. Но власти республики надеются исправить ситуацию.

Источник: vk.com

ТАК ЧТО на дорожную отрасль ПМР надвигается реформа. Официальную информацию об этом дают «Новости Приднестровья». Оказывается, чтобы отремонтировать дорожное покрытие во всей республике, необходимы почти два миллиарда рублей. А для того, чтобы поддерживать дороги в «надлежащем состоянии согласно строительным нормативам», требуется как минимум полмиллиарда рублей в год.

Только вот государство не может выделить из казны такие деньжищи. Потому что в Дорожный фонд поступает в год максимум 150 миллионов рублей. При этом около десяти миллионов из этой суммы уходит на уличное освещение и обустройство стоянок. Помимо того, в последние три года от двадцати до тридцати процентов средств, поступающих в Дорожный фонд, государство вынуждено направлять на финансирование других дефицитных статей бюджета. В итоге дорожники в своё распоряжение получают примерно 90 миллионов рублей.

Ситуацию ухудшает большой износ специализированной техники, предназначенной для обслуживания и ремонта дорог. В общей сложности автодорожный парк Приднестровья – это 556 единиц техники. И только пятая часть из них – относительно новые машины. А 65 процентов уже давно пора списать. На обновление автомобильного и специального парка дорожной отрасли республике необходимо изыскать ещё хотя бы 50 миллионов рублей.

В результате хронической нехватки денег состояние шоссе и проездов по всей республике, мягко скажем, оставляет желать лучшего.

– Если магистральные дороги республиканского значения находятся в относительно удовлетворительном состоянии, то муниципальные и особенно сельские дороги после выхода с зимы находятся в удручающем состоянии, – цитируют «НП» заместителя министра экономического развития Ивана Унту.

В начале февраля премьер-министр Александр Мартынов поручил своим подчинённым к первому мая закончить разработку новой программы развития дорожной сферы на ближайшие годы. Один из возможных «сценариев» реформы – это укрупнение специализированных предприятий. То есть объединение их в единую компанию, у которой в городах и районах республики будут филиалы. Так это видит председатель правительства.

Впрочем, Александр Мартынов предупредил, что «окончательное решение… ещё не принято». Тем не менее новая программа, по его словам, должна будет «определить более эффективную структуру работы дорожных организаций».

К СОЖАЛЕНИЮ, далеко не всегда реформы, затеваемые на левом берегу Днестра, оказываются полезными, продуманными, взвешенными. Потому конечно хочется, чтобы на этот раз всё было как следует. Хотя ещё рано говорить о конкретных мерах, которые спасут ПМР от полного бездорожья. Однако радует, что надежда такая вроде как есть. Поскольку при обсуждении дорожной темы на совещании, специально организованном главой государства, говорилось о необходимости не вдаваться в крайности. В частности, речь шла и о недопустимости ликвидации такого механизма, как конкуренция. Поскольку, если государство всё себе присвоит, то «мы загубим отрасль на корню, и никакая программа точно не поможет». Это подчеркнул президент Вадим Красносельский.

И точку зрения главы государства поддерживает спикер парламента Александр Щерба. По его словам, в будущем «при выборе лучшего предложения… должны быть не приоритеты по форме собственности, а приоритеты по технологии и по цене». Так что теперь для выполнения дорожных работ государство станет и подрядчиков выбирать по-новому. Дешевизна выполнения заказа больше не будет главным критерием. В контрактах власти намерены прописать гарантии успешного выполнения подрядчиком своих обязанностей. Если же дефекты на дорожном полотне проступят раньше срока, прописанного в документах, повторный ремонт подрядчик будет выполнять за свой счёт.

КАКИЕ ещё перемены предполагает намечаемая реформа? В их числе – обновление оборудования дорожных организаций. Ведь, как показывают расчёты, для модернизации и закупки нового оборудования необходимо порядка шестидесяти или даже семидесяти миллионов рублей. Много? Да! Но работать на старом оборудовании – себе, как говорится, дороже. Причём намного дороже. Вложения позволят сэкономить примерно треть от той суммы, что казна сегодня расходует на ремонт дорог.

Где взять деньги на такие «вливания»? Ну, во-первых, надо обеспечить контроль за использованием бюджета дорожной отрасли. Для этого, в частности, необходим переход на единые для всей республики технологии ремонта дорожного полотна – апробированные, а потому эффективные. Во-вторых, назрела оптимизация структуры специализированных предприятий. В-третьих, власти намерены предоставлять налоговые льготы госпредприятиям дорожной отрасли, чтобы они смогли профинансировать необходимые расходы. Кроме того, предполагаются и прямые бюджетные вливания – не из Дорожного фонда, а из других источников.

По мнению Вадима Красносельского, «без чётко обозначенного алгоритма и программы действий говорить о развитии отрасли вряд ли будет возможно». Сказано веско… Теперь важно приступить к делу и не затягивать. А вот с этим – сложнее. Проект программы, когда работа над ним будет окончена, должен будет ещё пройти согласование с представителями госадминистраций и депутатского корпуса. И только потом документ поступит на подпись к президенту.

Так что нам придётся подождать, пока 1.511 километров приднестровских дорог перестанут быть неподъёмной для республики проблемой.

4 стр. «ДД» №14 (12.702), 05 – 11.04. 2018



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ