Власть

Канцелярский заповедник

Власть и народ | Юлия ВЛАСЮК © ДД

28 июня 2018, 15:52


ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗЫВАТЬ о концепции бюджетной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу, которую предлагает правительство.

Напомним, в прошлом номере «ДД» мы рассматривали общие положения этой концепции*. Сейчас же речь пойдёт о конкретных её аспектах – о государственном управлении, социальном обеспечении, медицине и образовании.

РОССИЙСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, которые по заказу правительства проводили аудит финансового, экономического и социального состояния Приднестровья, нашли ряд серьёзнейших недостатков в системе государственного управления. В том числе раздутые штаты, неэффективная работа, низкая доступность и качество услуг, устаревшие методы планирования и регламентации труда государственных служащих, невысокий профессиональный уровень кадров, избыточное государственное регулирование. Плюс административные барьеры для развития бизнеса, минимальное участие общества и предпринимателей в принятии государственных решений, непрозрачность организаций сектора государственного управления. Кроме того, органы власти недостаточно используют современные информационно-коммуникационные технологии, не заинтересованы в эффективном использовании средств и коррумпированы.

Честно говоря, для жителей ПМР  эти выводы не представляют какой-либо сенсации. Последние 10 лет и журналисты, и активные граждане, и сами власти постоянно говорят обо всех этих проблемах государственной системы управления. При этом депутаты ВС, президенты и министры предприняли сотни попыток реформировать управленческий аппарат. Например, для повышения открытости были созданы сайты госструктур. Вот только сведения, которые публикуются на этих ресурсах, дают не слишком много полезной информации. Да к тому же появляются публикации нерегулярно. Возьмём, например, минфин. На момент написания этой статьи (28 июня) последнее сообщение на сайте этого ведомства было от 19 июня – о Дне памяти и скорби в Бендерах. А до этого были опубликованы сообщения о следующих событиях: 12 июня – Приднестровье отмечает день России, 31 мая – поздравления с днём защиты детей, 21 мая – поздравления с профессиональным праздником. То есть за месяц ни одной по-настоящему информативной или полезной для населения новости.

И так почти на каждом государственном сайте. Возникает закономерный вопрос: зачем нужны эти сайты, на которые уходят бюджетные деньги?

Очевидно, что ситуацию надо менять. Все это понимают, но…ничего не меняется. Сегодня система исполнительной власти состоит из 11 министерств, 2 комитетов, 8 служб и 7 госадминистраций. С 2006 по 2017 годы расходы на содержание этой махины выросли на 46,2 процента и составили 292 миллиона рублей. И в 2017 году они составляли 2,4 процента от ВВП. Это, в принципе, соответствует среднему уровню других государств. Но главное-то здесь соотношение цены и качества. А у нас оно явно хромает. Между тем именно неэффективность государственного управления тормозит все сферы экономики, что ведёт к понижению уровня жизни населения республики.

Российские специалисты не просто зафиксировали недостатки системы управления ПМР, но и предложили стратегию её реформирования.

В частности, исключить избыточные и дублирующие функции исполнительных органов. Отказаться от регулирования отдельных сфер экономики. Изменить отношения госслужащих с населением – перейти от односторонне-властных подходов к эффективному и оперативному оказанию услуг гражданам. Разработать и принять пакет подзаконных нормативных правовых актов, которые обеспечат борьбу с коррупцией. Установить перечень информации, которую госорганы обязаны публиковать в формате открытых данных. Создать законодательные основы для эффективного общественного контроля…

Хорошая стратегия. Но всё это, как уже говорилось выше, приднестровские власти пытались сделать раньше. Однако ничего не изменилось. Почему? Вот этот вопрос, как мне кажется, и должен был стать главным для аудиторов. Но не стал. Поэтому, надо полагать, и в дальнейшем результата от реформирования системы органов госвласти в ПМР не будет. Впрочем, будем по привычке надеяться на обратное.

ТЕПЕРЬ О ПЕНСИЯХ и льготах. Пенсионная система в Приднест­ровье зависит исключительно от того, сколько денег перечислит в бюджет работающая часть населения. Между тем за последние 6 лет общая численность приднестровцев уменьшилась на 44,4 тысячи человек. Из них 36,7 тысячи человек – это работающие граждане. Те самые, которые призваны пополнять бюджет, чтобы пенсионеры могли получать хотя бы нищенские пособия.

А вот ещё несколько показательных цифр. Население Приднестровья – 469 тысяч человек, а работают – всего 280,4 тысячи человек. С точки зрения экономики – это катастрофа. К тому же работающие люди обеспечивают не только выплату пенсий и пособий, но и предоставление льгот. А их получают 37 процентов населения, то есть 175 тысяч граждан. Расходы на основные виды льгот (такие, как на коммунальные услуги, транспорт и санаторно-курортное лечение) только в 2017 году составили 150 миллионов рублей или 1,2 процента от ВВП. Для сравнения: в Белоруссии этот показатель составляет 0,5 процента.

Опять же напрашивается вопрос: почему при столь высоких затратах на социальное обеспечение уровень жизни льготников и пенсионеров продолжает оставаться предельно низким? Увы, ни российские аудиторы, ни правительство ответа на него не дают.

Зато власти наметили шаги для реформирования пенсионной и социальной системы. Повысить размер минимального стажа, необходимого для получения пенсии до 27 лет. Создать дополнительные добровольные программы пенсионного обеспечения. Ограничить величину дохода трудящихся пенсионеров. Стимулировать гастарбайтеров к тому, чтобы они самостоятельно делали взносы в пенсионную систему ПМР. Монетизировать льготы и наделять ими только тех, чей доход ниже определённого порога.

То есть государство, по сути, планирует понизить уровень жизни тех пенсионеров, которые сегодня живут лучше других.

С одной стороны – это оправдано. Ведь бюджет республики не справляется с социальными обязательствами и совсем скоро может наступить момент, когда у государства не будет денег на то, чтобы реализовать даже минимум социальных выплат. И, наверное, пенсионеры бы поняли тревогу властей по поводу скудности бюджета и их разговоры о необходимости экономить… Если бы эти самые представители власти не пользовались огромными социальными гарантиями, не ездили бы на дорогущих автомобилях, не жили бы в роскошных домах и не отдыхали бы на замор­ских островах.

А так получается, что сытый предлагает голодному поменьше есть. И это, согласитесь, трудно понять. 

3 стр. «ДД» №27 (12.715), 5 – 11.07.2018



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ