Общество

Ушедший в легенду

Имя в истории

2 февраля 2019, 00:10


ИМЯ летчика Валерия Чкалова стало легендой не только советской, но и мировой авиации. Он считался символом бесстрашия и вызова опасности, и во время войны многие из советских пилотов брали в полет «на удачу» его фотографии. И, что интересно, такие же фотографии были и у многих немецких асов. 2 февраля исполняется 115 со дня рождения легендарного лётчика. О нём на сайте «Знаменитости» рассказывает Андрей Пуминов.

БУДУЩИЙ воздушный ас впервые увидел самолет в 1919 году, когда он отправился служить в Красную Армию. Ему удалось попасть в расположенный под Нижним Новгородом авиационный парк, где он стал слесарем-сборщиком. Едва Чкалову исполнилось 17 лет, он добился направления в Егорьевскую школу ВВС. В 1922 году, после ее окончания, он продолжил обучение в Борисоглебской школе военных летчиков, в 1923 году стал обучаться в Московской авиационной школе высшего пилотажа, а после нее был направлен в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1924 году Валерий Чкалов был направлен служить в Ленинградскую авиаэскадрилью им. Нестерова. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения. За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, за что получил денежную премию.

Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой. Два года общения завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС.

Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал. В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами, с чем остальные летчики справиться не смогли. Результатом стали поврежденные линии связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий. Однако по особому распоряжению ЦИК СССР и лично Михаила Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас.

А через год его восстановили в воинском звании и зачислили в штат Московского НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. В его послужном списке – испытания 30 типов новой авиатехники. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.

В январе 1933 года Валерий Чкалов был снова уволен в запас и переведен на должность летчика-испытателя при Московском авиационном заводе. Он стал испытывать машины знаменитого авиаконструктора Николая Поликарпова. Летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2.

Новой легендой с участием Валерия Чкалова стал его беспосадочный перелет с Байдуковым и Беляковым по маршруту Москва-Ванкувер через Северный полюс (1937), после которого экипаж был награжден орденами Красного знамени. Знаменитый пилот уже начал говорить о том, что готов «махнуть вокруг шарика», однако судьба распорядилась иначе. 15 декабря 1938 года при совершении Чкаловым испытательного полета истребителя И-180 у самолета при заходе на посадку остановился двигатель и легендарный летчик погиб. Обстоятельства крушения самолета выглядят очень странными, поскольку ни Поликарпов, ни представитель главного конструктора Е. Гинзбург разрешения на этот полет не давали. Сын Чкалова Игорь и его дочь Валерия впоследствии открыто заявляли, что эта авария была организована с целью устранения воздушного аса, имевшего слишком большое влияние на Сталина. Место захоронения Валерия Чкалова – Кремлевская стена. Младшая дочь легендарного воздушного аса, Ольга, родилась через полгода после его гибели.

25.01 10:45 7 стр. «ДД» №5 (12.745), 31.01 – 06.02.2019



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ