Общество

Вооружённые ненавистью

Детство I Юлия ВЛАСЮК © ДД

24 ноября 2019, 18:36


Уравновешенный. Тихий. Спокойный. Таким знали Даниила Засорина сокурсники и преподаватели. Но 14 ноября 2019 года этот тихий и спокойный парень принёс ружьё в колледж, где учился, и устроил побоище. Трое учащихся были ранены, ещё один – погиб. Потом Даниил застрелился.

ТРАГЕДИЯ произошла в российском Благовещенске. Следствие ещё идёт. Виновные будут наказаны. В учебных заведениях проводятся проверки. Директора получат предписания усилить меры безопасности. Законодатели примут новые правовые нормы, призванные оградить наших детей от опасности. Так было во всех предыдущих четырнадцати случаях, когда в российских школах звучали выстрелы и взрывы.

В первый раз такое случилось в 2014 году. Ученик одной из московских школ решил с помощью ружья доказать одноклассникам и учителям теорию солипсизма, которая гласит, что весь мир иллюзия. В итоге двое погибших, один тяжело ранен: учитель, охранник и полицейский.

После этого случая вооружённое насилие в российских учебных заведениях стало обычным делом. Отец одной из школьниц убил тренера по карате и ранил двоих родителей других учеников. Учитель по физкультуре начал стрелять по ученикам из пневматического оружия за то, что они курили возле школы. Один был ранен. Школьник прямо на уроке выстрелил в учительницу из ружья, потом ударил её топором и подорвал самодельный взрывпакет. Студент колледжа подорвал в учебном заведении самодельную бомбу. 20 человек погибли, 65 были ранены. Кроме того, с 2015 по 2018 годы произошло семь случаев, когда дети проносили в школу пневматическое оружие и стреляли в одноклассников просто так. Хулиганили. Общий итог такого вида «баловства» – 14 раненых, один погибший.

К чему я так подробно об этом рассказываю? Тем более, что все эти трагедии произошли в России. В приднестровских же школах не стреляют. Пока…

Между тем в Приднестровье уровень психических расстройств растёт, и сегодня в республике они выявлены уже у более чем тысячи детей («Кулачное право», «ДД», №46’2019). Да, наши подростки пока не стреляют в школах, но уже забивают до смерти одноклассников и убивают родителей.

Тревожит, что у многих приднестровцев есть дома пневматические и боевые пистолеты и ружья. А в интернете можно найти множество рецептов, как из подручных средств смастерить взрывное устройство.

Пронести же в наши учебные заведения оружие или взрывчатые вещества можно запросто. Рамок металлоискателей на входе нет. Двери всегда открыты. В некоторых школах и техникумах, правда, на входе сидят вахтёры, чаще всего пожилого возраста и без какой-либо спецподготовки. Но максимум что они могут, это попросить детей не бегать и не шуметь, а взрослых спросить, куда идут. Сомнительная защита и охрана.

Выходит, что Приднестровье совершенно не застраховано от того, что сейчас происходит в России, да и в других странах. Поскольку проблема насилия среди детей и над детьми с каждым годом обостряется во всём мире. Однако это не повод опускать руки.

– Бороться с тенденциями, которые сейчас происходят в подростковой среде, нужно и можно, – уверен детский психиатр Геннадий Замыслаев. – Необходима выверенная, государственная политика в этом вопросе, реально действующие механизмы, которые могли бы на ранних стадиях массово выявлять предрасположенность детей к агрессии и нивелировать её, а также предупреждать конфликтные ситуации в учебных заведениях. Но главное – это родители. С ними тоже надо работать. Ведь многие из них не понимают своего ребёнка, не видят или не хотят видеть, что с ним происходит. Бывает, выявляешь на диспансеризации явное психическое расстройство, а мамы и папы в один голос твердят, что такого не может быть. Мол, наш ребёнок из приличной семьи, всем обеспечен, талантлив, у него масса друзей… Так чего ему расстраиваться? А то что на этого ребёнка каждый день выливается масса негативных примеров и информации, это не в счёт. Однако в психиатрии есть такое понятие, как амбулаторный госпитализм. Доказано, что если здорового человека поместить в палату, где будут находиться несколько психиатрических больных с одинаковым диагнозом, то через несколько месяцев у него разовьётся то же самое заболевание. К счастью, есть и обратный эффект. Верните такого человека в здоровую среду, и через какое-то время его психика восстановится.

Между тем наши дети сегодня находятся в «палате», где сотни, тысячи больных с одинаковым диагнозом: агрессоры и циники. Более того, многие понятия сменили свою полярность с плюса на минус. В нашем обществе теперь честного человека считают глупцом, доброго – слабаком, культурного – дураком… А детская психика устроена таким образом, что ребёнок стремится не выделяться из толпы, быть как все. Это залог выживания. Поэтому даже если он от природы хороший, то в неблагоприятной среде вынужден вести себя так, как диктует ему окружение. И только очень сильные и самодостаточные личности могут противостоять обществу, в котором живут. Поэтому или воспитывайте детей такими личностями или создавайте вокруг них здоровую среду. Причём не только в психическом плане.

– Сегодня заметно увеличилось число случаев аутизма, – констатирует Геннадий Замыслаев. – Если раньше я за несколько лет выявлял одного, двух детей с этим заболеванием, то сейчас трое – четверо ежегодно. Притом оба родителя абсолютно здоровы. Это говорит об ухудшении генетического фонда. А ведь многие психические заболевания передаются по наследству. Кроме того, очень важно, чем питалась и в каких условиях жила женщина на первых месяцах беременности. Если, например, в это время в доме шёл ремонт и она вынуждены была дышать пылью, краской и другой гадостью, то вряд ли получится родить полностью здорового ребёнка. То же самое касается матерей, которые во время беременности употребляют алкоголь, наркотики, курят, едят вредные продукты…

– Ещё одна беда заключается в повальном увлечении гаджетами, – уверен детский психолог. – Родители суют детям телефоны в руки чуть ли не с самого рождения. Потому что так удобно: ребёнок занят и можно заниматься своими делами. В итоге дети буквально живут в виртуальном мире, наполненном зомби, кровавыми побоищами и прочей чернухой. Для них реальный мир – это как огромная компьютерная игра, где можно тюкнуть топором по голове злую учительницу или спрыгнуть с небоскрёба. Кстати, на Западе компьютерная зависимость давно признана болезнью и с ней борются медицинскими способами. У нас же ничего подобного нет. Хорошо, если родители видят, что происходит с ребёнком, понимают суть проблем и пытаются с ними бороться. Но, к сожалению, сейчас многие из них уделяют мало внимания воспитанию своих детей. Одни вынуждены уезжать на заработки или сутками находиться на работе, чтобы прокормить, одеть и обуть своих детей. Другие не считают важным общение и участие в жизни детей. Третьи сами не могут похвастаться здоровой психикой.

Это, к сожалению, правда. Более того, если даже родители видят и понимают, что у ребёнка есть проблемы, то они просто не знают, куда бежать за помощью. Ведь чиновники и педагоги часто проявляют равнодушие, а если что-то и делают, то для галочки. Мол, дети ваши, вы и воспитывайте их, а наша задача мероприятия провести и дать образование.

Детский психиатр Геннадий Замыслаев советует родителям насторожиться, если ребёнок вдруг резко меняет своё поведение, становится замкнутым, начал общаться с людьми, которых раньше обходил стороной. В таких случаях стоит проконсультироваться у психолога или даже пригласить его домой на чашку чая. При этом предупреждать детей о том, кто пришёл и зачем, необязательно. Грамотный психолог в процессе естественного общения с ребёнком определит, есть ли проблемы, какие они и каким образом их корректировать.

Учтите также, что фундамент эмоционального и психического состояния ребёнка закладывается до пяти лет. Потом уже изменить коренным образом его поведение вряд ли получится. При этом дети проходят несколько опасных этапов, когда их психика особо уязвима. Первый наступает в возрасте примерно 3 – 4 лет, следующий в 7 и, наконец, с 12 до 14 лет. В это время они нуждаются в особом внимании родителей.

Конечно, все дети от природы разные. Кто-то легко переносит одиночество, кто-то не мыслит себя без шумной компании. Одни копят эмоции в себе, другие выплёскивают их наружу. Но все дети без исключения не умеют с рождения лгать, воровать, доказывать свою правоту кулаками и решать проблемы при помощи оружия. Этому учим их мы, взрослые. А потом негодуем, что в наших детях столько жестокости и ненависти…

3 стр. «ДД» №48

– Алё, скорая? Перезвоните…



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ