Экономика

Дебри проблем дорожных

Собеседник по четвергам I Виктория ПАШЕНЦЕВА © ДД

22 октября 2019, 22:52


ДОРОГА... Древняя основа этого слова означает «продранное, выдраннное» в непроходимых лесах место. Признаться, я узнала об этом только недавно – когда искала в интернете информацию об автодорожной отрасли Приднестровья. Мой интерес к этой теме возник, так сказать, по поводу – в последнее воскресенье октября свой профессиональный праздник отмечают в республике работники автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

27 октября – День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

СЕГОДНЯ о том, дебри каких проблем осложняют работу приднестровским дорожникам, читателям «ДД» согласился рассказать Виктор Делеу. Он руководит одним из профильных предприятий республики – ООО «Радикал».

Виктор Андреевич, в Приднестровье дорожная отрасль с прошлого года находится в ведении министерства экономического развития. Если ориентироваться на официальные данные этого ведомства, в республике всего 9 профильных предприятий. Пять из них – государственные, два – муниципальные и два – частные. Как вписывается «Радикал» в эту систему?

– В 2006 году в Рыбнице произошло слияние двух предприятий – ООО «Радикал» и муниципального ДРСУ. Объединение организаций произошло в рамках программы разгосударствления и приватизации. С тех пор главной своей задачей мы считаем ремонт и содержание городских дорог.

Нужно пояснить: в республике есть дороги с разным статусом – магистральные, республиканские, местные… Они находятся в ведении либо республиканских, либо муниципальных властей. И в зависимости от статуса дороги деньги на её ремонт и содержание выделяет соответственно либо республиканский бюджет, либо местный. Какая именно из дорожных организаций получит финансирование – раньше это определялось по итогам тендеров. Теперь они отменены, и выбор организации определяют открытые запросы.

То есть заказчики запрашивают все дорожные предприятия республики о том, на каких условиях они готовы выполнять те или иные работы. Если дороги муниципальные, с таким запросом выступает местная госадминистрация. Если дороги в государственной собственности – министерство. То есть можно сказать, что в Приднестровье проводится своеобразный конкурс дорожных организаций. Но понятно, что тираспольским дорожникам проще заниматься своим делом в Тирасполе. А рыбницким – в Рыбнице.

Значит вам приходится делить рынок с государственным предприятием – рыбницким дорожным эксплуатационно-строительным управлением. И это серьёзная конкуренция. Во-первых, опыт работы – свою историю ДЭСУ ведёт с 1965 года. Во-вторых, в состав предприятия входит 2 асфальтобетонных завода, битумохранилище, транспортное и машинное хозяйство – 34 единицы спецтехники и 33 автомобиля. И насколько я знаю, у этого предприятия большой фронт работы – оно обслуживает 317 километров дорог, имеющих статус республиканских и магистральных. Плюс – 463 километра сельских дорог. Так что и финансирование там приличное – в этом году из республиканского бюджета ДЭСУ были выделены более 14,7 миллиона рублей. Практически вся эта сумма уже освоена.

– У нас тоже большой фронт работы. На этот год мы заключили договоры общий объём финансирования которых – около двенадцати миллионов рублей. В том числе зимнее содержание улиц, средний ремонт дорог, благоустройство территории образовательных учреждений и программа обустройства парковок…

А что, капитального ремонта в планах нет, Виктор Андреевич? И могли бы вы доступно объяснить нашим читателям, что такое средний ремонт дороги?

– Ну, чтобы было понятно непрофессионалам, скажу так. Капитальный ремонт – это когда снимается всё покрытие дороги, включая бордюрный камень. И строится новое дорожное полотно – укрепляется основание пути. Средний ремонт – более экономичный вариант. В этом случае дорожники снимают старую «одёжку» не сплошь, а лишь там, где она сильно изношена. Дорожное полотно в этих местах ремонтируют, а потом всю дорогу сверху накрывают ещё одним слоем асфальта. Капитальный ремонт сейчас в Рыбнице не делают, для этого нужны огромные ресурсы. Выделенных нам денег хватило бы не на шесть улиц, а только на одну…

Но хотя бы в перспективе намечаются капитальные ремонты дорог? У нас ведь в этом году открылось совместное приднестровско-болгарское предприятие. И его, кстати, с приднестровской стороны представляете именно вы. Разве дроблённый там шлак с Молдавского металлургического завода не пойдёт на то, чтобы укреплять дорожное полотно?

– Материал, который получается в результате дробления шлака ММЗ, может быть использован для укрепления дорог. Но его главное функциональное применение – в изготовлении асфальтобетонных смесей. Пока дорожные предприятия Приднестровья, изготавливая асфальтобетон, применяют в качестве ингредиента гранитный щебень. Республика закупает этот материал за границей. А новое производство позволит избегать этих трат. И за счёт снижения стоимости асфальтобетона можно будет выполнить больший объём работ.

Одна из программ, на которые государство выделяет бюджетные деньги ООО «Радикал», – содержание и текущий ремонт городских улиц. Что сюда входит?

– Очевидно, что ремонт дорог, а также их уборка, обслуживание светофоров, установка дорожных знаков… Предприятие коммунального хозяйства и благоустройства, на балансе которого находятся городские улицы, выступает для нас заказчиком. А госадминистрация – плательщиком. Кроме того, мы занимаемся дорожной разметкой – это отдельный договор и отдельная статья финансирования. Несомненно, и водители, и пешеходы уже заметили, что в Рыбнице появились специальные обозначения парковочных мест, расстояний до пешеходного перехода. И от этих перемен есть результат – водители стали более дисциплинированными.

Виктор Андреевич, приближается зима. Насколько дорожники готовы к снежным заносам и гололедице?

– Мы ещё ведём заготовку материалов для посыпания дорог. Это песок с солью. Но, как и в прошлом году, на особо опасных участках будем применять реактивы. Что касается техники… С 3 ноября в республике начнётся её повсеместная проверка на исправность. «Радикал» тоже будет участвовать в этом мероприятии. У нас 3 пескоразбрасывателя. А для расчистки снега – 12 единиц: тракторы, грейдеры, комбинированные дорожные машины… Достаточно ли этого? Для обычной молдавской зимы этого вполне хватает. Но при стихийных бедствиях – к сожалению, недостаточно. А два последних года зимы у нас очень снежные. И приходится признать, что в период снежных заносов рабочим приходится нелегко – им практически некогда отдыхать. Ведь коллектив у нас сравнительно небольшой – в общей сложности около восьмидесяти человек.

Многие годы рыбницкие дороги считались лучшими в Приднестровье. И рыбничане, конечно же, очень этим гордились. Но, похоже, это уже в прошлом.

– Где дороги лучше – оценку дают автомобилисты и пешеходы. И, конечно, от стараний дорожников многое зависит. Но главное, что требуется для хороших дорог, – это финансовые вложения. Сегодня огромные деньги вкладываются в дороги Тирасполя. Туда кроме государственных денег идут ещё и частные инвестиции фирмы «Шериф». Но даже при таком положении дел рыбницкие дороги пока остаются лучшими. Но это – пока. Возможно, что через несколько лет Тирасполь опередит Рыбницу. Однако, я думаю, что не нужно нам надеяться на щедрость спонсора. Хотя он может дать деньги на развитие дорожной отрасли, но не обязан это делать. Чтобы дороги в республике были хорошими, нужно развивать экономику государства, поддерживать реально действующих экономических агентов.

А есть ли у фирмы «Радикал» возможность обновлять, пополнять парк спецтехники? Или на лучшее рассчитывать сложно?

– Нельзя судить об экономике государства в целом по экономике отдельного предприятия. Статистика говорит о том, что общая ситуация в Приднестровье характеризуется позитивными преобразованиями в социальной сфере, в дорожной отрасли… Но нужно понимать: вместе с обновлениями необходимо изменить и подход к людям – увеличить заработные платы. А увеличить их фактически невозможно. Потому что в любой смете есть параметры, определяющие оплату за выполнение работ. В нашей сфере, к примеру, это коэффициенты, а зимний коэффициент нам урезали до нуля… Основной коэффициент, определяющий размер заработной платы, тоже невысокий. И у предприятия нет прибыли… Поэтому мы не имеем возможности обновлять технику. Хотя государство и выделяет субсидии для отрасли, но они предназначаются госпредприятиям. А у нас – частное. То есть нужно самим зарабатывать на своё развитие. Но как зарабатывать, если наш партнёр – государство? И работаем мы по государственным расценкам с учётом установленных коэффициентов.

Тем не менее «Радикал» вполне достойно держит удар затянувшегося кризиса. Где черпаете вдохновение?

– Да, нам есть чем гордиться. Только за этот год помимо, так сказать, обычных своих работ мы обустроили в городе семь парковок. Проложили в парке новые дорожки, благоустроили территорию десяти учебных учреждений – школ и детских садов. Где берём силы? Не хочется быть банальным, но это правда: самая большая ценность нашего предприятия – это трудовой коллектив. Иногда обидно мне бывает за этих людей – они заслуживают лучшего и большего. Но всё, что я могу сделать для них сейчас, – это поздравить с наступающим праздником и пожелать здоровья.

3 стр. «ДД» №43



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ