Экономика

Территория непонимания

Поучительная история | Вера КРУГЛОВА © ДД

3 февраля 2019, 00:42


Историю свою сельский пенсионер Виктор Фёдорович* рассказал журналистам «ДД» в подробностях. Если эти детали опустить, остаётся такая канва. Решил человек поменять в своём доме два окна. Нашёл несколько рекламных объявлений и выбрал самый, на его взгляд, подходящий вариант – то есть приемлемую цену на изготовление стеклопакетов и на услугу по их установке. Директор фирмы сам приехал к клиенту заключить договор бытового подряда. А заодно собственноручно сделал все нужные замеры.

Через несколько дней окна привезли работники фирмы, которые должны были сразу же и установить их. Но тут оказалось, что стеклопакеты значительно больше нужного размера. К пенсионеру снова приехал директор. Ему удалось убедить Виктора Фёдоровича, что недостатки можно устранить. А в качестве бонуса предприниматель посулил пенсионеру жалюзи. На этих условиях партнёры, что называется, ударили по рукам. И рабочие приступили к установке рам. При этом им пришлось разбивать оконные проёмы и в высоту, и в ширину. Так что пострадала не только «шуба» на стенах дома, но даже его каменная кладка.

Рассказ свой Виктор Фёдорович иллюстрирует фотографиями. На них – действительно красивые стеклопакеты. Те, что из дорогих – «под дерево». Но…

– Обратите внимание, – требует посетитель редакции, – рамы просто приклеены к стенам строительной пенкой. А видите, как стены ободраны? Фирма с нас деньги-то получила, а это безобразие так и оставила – предприниматель, получив указанную в договоре сумму, попросту отказался от своих обещаний и снял с объекта своих рабочих! Мне пришлось самому стены и откосы делать. Обидно, понимаете? Выходит меня, пожилого человека, как мальчишку обвели вокруг пальца…

СОГЛАСИТЕСЬ, искренняя обида пенсионера вызывает сочувствие. Но тем не менее ваша корреспондент предложила прокомментировать ситуацию предпринимателю. И неожиданно оказалось, что под другим ракурсом эта история кажется совершенно иной.

– Когда Виктор Фёдорович позвонил в наш офис, – сказал по телефону директор фирмы, – я сразу предупредил, что мы начинаем работу только после заключения письменного договора. Он согласился. Так что я сразу приехал осмотреть объём работ с типовым договором, который нужно было подписать. Уже на месте выяснилось, что не так давно наш заказчик сделал ремонт своего дома и рамы старых окон снаружи были «спрятаны» под «шубой». Я предупредил, что при замене штукатурка обломается. Но Виктор Фёдорович отменять заказ не стал. Попросил только, чтобы мои ребята постарались поаккуратнее. И ещё заказал подоконник. Я выполнил нужные замеры. Цифры мы внесли в договор, под которым стоят две подписи – моя и заказчика, который сразу же сделал предоплату.

Из дальнейшего рассказа следует, что в оговорённые сроки предприниматель отправил на объект рабочих с уже готовыми рамами. И был удивлён, когда они позвонили, чтобы сказать: хозяева не согласны с тем, что при замене подоконника придётся снять снизу ещё около пяти сантиметров стены. Пришлось директору снова ехать в село, чтобы уладить проблему. То есть объяснить чете пенсионеров, что установить стеклопакеты по внутренним размерам старых окон не получится – будут дыры. Но ту часть стены, которую рабочие будут вынуждены разрушить, они потом заштукатурят. На такие условия хозяева дома согласились. И фирма, как считает её директор, не только выполнила все пункты подписанного договора, но и сверх того – рабочие зашпатлевали стены, хотя эти работы в договоре не были указаны.

Более того, спустя какое-то время пенсионер опять позвонил в офис фирмы и потребовал подарить ему жалюзи – на том основании, что в рекламном объявлении, которое он читал, жалюзи были указаны как «бонус». Но реклама, с юридической точки зрения, – это не обязательство, а всего лишь маркетинговый приём. Тем не менее фирма подарила Виктору Фёдоровичу жалюзи. Причём в качестве жеста доброй воли, поскольку в договоре с пенсионером этот «бонус» нигде не фигурирует.

ТАК кто же в рассказанной истории прав? Увы, однозначного ответа на этот вопрос нет. Потому что очевидно: причина конфликта – это отсутствие чётких и юридически отрегулированных норм взаимодействия между потребителями и предпринимателями. К сожалению, наше общество никак не приспособится к рыночной экономике. То есть люди уже привыкли к тому, что можно «пройти по базару и найти дешевле». Но, увлёкшись этими поисками, как-то забывают про интересы тех, кого в цивилизованном обществе называют партнёрами. И особенно много взаимных жалоб у тех, чьи интересы пересекаются в сфере бытового обслуживания и услуг. Так что это коммерческое поприще можно считать территорией непонимания.

И выход за этот «периметр» только один – чётко составленный договор и строгое соблюдение каждой его буквы. Тогда не будут возникать разного рода недоразумения.

* Имя изменено по этическим соображениям

22.01 10:07 4 стр. «ДД» №5 (12.745), 31.01 – 6.02.2019



One Thought to “Территория непонимания”

  1. Константин

    Вот интересно, а предприниматель слышал о понятии «публичной оферты» ? Если в рекламе указано, что жалюзи в подарок, так будь добр добавь жалюзи к заказу!

Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ