Экономика

ММЗ: стальной каркас Приднестровья

Промышленный потенциал I Виктория ПАШЕНЦЕВА © ДД

20 июля 2020, 15:48


МОЛДАВСКИЙ металлургический завод, который начал работать в Рыбнице 35 лет назад, называют стальным каркасом Приднестровья. И это образное выражение вполне оправданно исторически и экономически. О том, как сейчас обстоят дела на ММЗ, в канун Дня металлурга рассказал журналистам генеральный директор предприятия Сергей Корнев. Попробуем поразмышлять над сказанным теперь, когда уже погасли огни праздничного фейерверка.

  • ММЗ: стальной каркас Приднестровья
  • ММЗ: стальной каркас Приднестровья
  • ММЗ: стальной каркас Приднестровья
  • ММЗ: стальной каркас Приднестровья
  • ММЗ: стальной каркас Приднестровья
;
;
;
;

ПРО СТОЙКОСТЬ, СЕБЕСТОИМОСТЬ И РЕКОРД

Есть у металлургов такой термин – стойкость печи. Это тот промежуток времени, за который главный агрегат в сталелитейном цехе может работать без ремонта. Чем дольше этот период, тем ниже себестоимость продукции.

Так вот, прежде стойкость печи ММЗ в среднем составляла 882 плавки. Сегодня этот показатель значительно выше – 924… И это, похоже, не предел. В нынешнем году на заводе зафиксировали своеобразный производственный рекорд: стойкость печи – 1.061 плавка.

Конечно, на себестоимость товара, отправляемого заводом на рынки, влияют и другие факторы. Чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции, на ММЗ непрерывно совершенствуют производственный процесс. За минувший год, в частности, обновили некоторые механизмы. Теперь сталеплавильная печь работает «в более мягком и регулируемом режиме». Это, в конечном итоге, позволяет экономить электроэнергию, расход электродов и футеровки – специального покрытия внутренней части печи.

ФИНАНСОВОЕ РАВНОВЕСИЕ

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу рыбницких металлургов. Ради всеобщей безопасности тех работников, которые не задействованы в основном производстве, отправили на карантин. Но время этого вынужденного «отпуска» людям было оплачено. Понятно, что для бюджета ММЗ это стало нелёгкой ношей.

Тем не менее завод справился с этими финансовыми испытаниями. И не только благодаря программам и мероприятиям, которые наработало правительство. Не только потому, что поддержали партнёры – «Эксимбанк» и «Агропромбанк». Немаловажным было и то, что коллектив предприятия «с пониманием отнёсся к ситуации и к тем решениям, которые были приняты администрацией завода».

В итоге показатели «карантинной» работы оказались даже лучше тех, что были заложены в плане. Производство стали по сравнению с прошлым годом выросло на 10 процентов. Проката выдали на 15 процентов больше. А показатели по отгрузке поднялись на 26 процентов.

Всё хорошо? Не всё… В нынешнем году металлурги вынуждены констатировать снижение спреда. Так специалисты называют разницу между ценой на сырьё и стоимостью готовой продукции. Потому говорить о росте доходов завода сейчас не приходится. Главное –сохранить финансовое равновесие.

РАБОТА БЕЗ ОПАСНОСТИ

Очень много внимания на ММЗ всегда уделяют безопасности производства. Эту задачу и сегодня считают на предприятии одной из приоритетных.

Напомним, в прошлом году по инициативе генерального директора Сергея Корнева на предприятии была утверждена экологическая программа, рассчитанная на 7 лет. На её реализацию завод планирует потратить 25 миллионов долларов. А в этом году швейцарская компания SGS выдала ОАО «Молдавский металлургический завод» международный сертификат соответствия экологическим требованиям ISO 14001:2015 «Экологический менеджмент».

Ещё почти 70 тысяч долларов ММЗ были вложены в обеспечение радиационной безопасности производства. В этом направлении уже многое было сделано прежде, что подтвердила в своё время комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Но полностью нельзя исключить вероятность того, что какой-то радиоактивный датчик попадёт в плавку вместе с металлоломом. Это подтверждает последний инцидент, случившийся в 2018 году. Поэтому совет директоров ММЗ и утвердил программу радиационной безопасности. На её реализацию завод планирует направить в общей сложности 248 тысяч долларов.

КАДРОВАЯ КУЗНЯ

Сегодня на ММЗ трудятся 2.300 человек. Столько же, сколько и в прошлом году. Но коллектив всё же обновился. Примерно 150 человек уволились по собственному желанию. В основном это люди, которые ушли на пенсию. На вакантные места пришли молодые кадры.

 В их числе и те, кто учится в Рыбницком политехникуме. В прошлом году формат обучения этих студентов был несколько изменён. Они получили возможность учиться и параллельно работать. И уже в следующем году ребята получат дипломы, а завод – 13 молодых специалистов. К слову, ещё 22 человека ММЗ в этом техникуме обучает заочно.

Завод заключил договор о подготовке кадров и с Приднестровским госуниверситетом. Здесь электротехнике заочно обучаются 15 будущих специалистов ММЗ. И ещё 9 человек изучают в ПГУ технологические машины и оборудование.

Параллельно на ММЗ готовят рабочих в собственном учебном центре.

– Для нас подготовка кадров – это постоянная работа над будущим, – подчеркнул Сергей Корнев. – Раньше кадры мы в основном получали с Украины. Сегодня это сложно из-за языковых проблем. Российская Федерация далеко… Поэтому мы пытаемся организовать обучение специалистов уже на месте – в республике.

Можно добавить, что профессию металлурга выбрали в этом году и двое выпускников Попенкского детского дома, который много лет поддерживает ММЗ. Эти ребята весь период учёбы будут на полном довольствии завода.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Социальный аспект в корпоративной политике ММЗ занимал и занимает не последнюю строчку. В соответствии с этим завод помог приобрести жильё сорока пяти своим сотрудникам – по принципу беспроцентной ссуды. Во многих из этих квартир жильцы уже справили новоселье.

Помогает завод металлургам решать их проблемы со здоровьем. К примеру, если требуется срочная операция.

В числе других социальных программ, утверждённых на предприятии, – корпоративные пенсии работникам, вышедшим на заслуженный отдых по возрасту. А это сейчас ни много, ни мало – больше тысячи человек.

Для вышедших на пенсию металлургов готовили и законсервированный несколько лет назад профилакторий ММЗ. Ветераны будут там самыми почётными гостями, но – позже. Потому что сейчас в этом медицинском учреждении живут медики, работающие в рыбницком COVID-центре. А диагностический центр, который завод в прошлом году передал городской больнице, пока переоборудован под этот COVID-госпиталь. К слову, за апрель, май, июнь металлурги перечислили в фонд борьбы с коронавирусом 143 тысячи рублей.

КРИЗИС, САНКЦИИ И ДИАЛОГ

Ответил Сергей Корнев и на вопрос «ДД» о последствиях санкций, два года назад введённых против ММЗ украинскими властями.

– Спрогнозировать такие ситуации невозможно, – сказал он. – Тем более в период масштабного экономического кризиса, когда каждая страна стремится обезопасить свой внутренний рынок. У ММЗ в Приднестровье внутреннего рынка сбыта нет, а рынок сырья очень ограничен. Потому для предприятия в таких условиях единственным средством выживания становится правильно выстроенный диалог с партнёрами. Успешность такого диалога во много зависит от имиджа предприятия. И рыбницкие металлурги вправе гордиться тем, что сегодня заводу удалось вернуть свой прежний имидж надёжного во всех отношениях партнёра. Потому санкций ММЗ пока ждать неоткуда.

Однако и без всяких санкций ситуация на рынках чёрной металлургии остаётся весьма сложной: Турция закрылась от Европы, Европа – от Турции и так называемых третьих стран, ввела квоты… Америка тоже отгородилась от третьих стран и Турции… Чтобы в этих условиях экономически выжить и сохранить свою конкурентоспособность, ММЗ всё время стремится к повышению уровня качества своей продукции. И с этой задачей рыбницкие металлурги успешно справляются. Показателем этого успеха можно считать то, что всё чаще партнёры проявляют инициативу и обращаются на завод со встречными предложениями о сотрудничестве.

ЕСЛИ ВДРУГ ФОРС-МАЖОР…

Несмотря на сложности нынешнего времени, Молдавский металлургический завод остаётся для Рыбницы градообразующим предприятием. И это не только потому, что ММЗ – один из основных доноров местного бюджета.

Рыбничане знают: металлурги всегда помогают городу в любых форс-мажорных ситуациях. Самый свежий пример такой поддержки – борьба с последствиями стихии, которая обрушилась на регион в июне. Чтобы расчистить от нанесённого дождевой водой мусора и сделать снова проезжими размытые ливнями рыбницкие дороги, ММЗ дал свыше 2,5 тысячи тонн ремонтных материалов. И выделил для дорожных работ свой транспорт – спецтехника и рабочие завода работали не только в Рыбнице, но и в сёлах района.

ДОРОЖНАЯ РАЗВЯЗКА

Продолжая дорожную тему, ваша корреспондент заметила: сейчас значительно увеличилась нагрузка на рыбницкие автомагистрали. Поскольку металлолом на завод теперь везут в основном не вагонами, а большегрузными машинами. И большую часть готовой продукции предприятие отправляет заказчикам тоже автотранспортом. Так что вполне обоснованно возникает вопрос: готов ли ММЗ поддерживать жизнеспособность городских дорог?

– Действительно, объём железнодорожных перевозок ММЗ в последние годы очень сократился, – констатировал Сергей Корнев. – Просто везти автотранспортом стало дешевле… При этом, разумеется, завод платит в бюджет все положенные налоги и сборы.

Но, развивая свою внутреннюю инфраструктуру, ММЗ добился того, что одновременно на нашем складе могут грузиться 8 автомобилей. Так что грузооборот у предприятия большой. К примеру, в июне с готовой продукцией завода из Рыбницы ушло 1.167 машин. Что касается сырья, то за месяц в среднем на завод поступает около девяти тысяч тонн из Румынии и около 16-ти тысяч тонн – из Молдавии. То есть в сутки ММЗ принимает порядка двухсот машин.

Пока завод к такой ситуации не готов. Однако специалисты предприятия над этой проблемой работают. И на ММЗ уже появилась система «единого окна» – таможня, отдел сбыта и т. д. Так что водители могут быстро оформить необходимые документы и отправиться в путь, не простаивая вдоль обочин на подъезде к городу.

А в проекте у ММЗ – строительство дорожной развязки, которая разгрузит дорогу, которая ведёт к заводу. А на той территории, где когда-то располагались заводские теплицы, появится специально обустроенная для большегрузов стоянка на 110 машин.

 Но реализация этого проекта ещё в перспективе. А пока, оберегая от разрушения используемые дороги, завод строго контролирует время отправления и доставки грузов. Так что водители, которых встречает и провожает завод, не нарушают установленные в республике требования температурного режима.

В ЗАВТРА – С НАДЕЖДОЙ

В будущее рыбницкие металлурги смотрят с оптимизмом. Правда, с осторожным. Хотя думается, эта вера в лучшее вполне обоснованна. Потому что на ММЗ руководствуются не только корпоративными интересами. И понимают: будущее рождается сегодня и зависит не от сиюминутных настроений.

– Для нас очень важно, чтобы каждый человек, который живёт в нашем городе, связывал свои планы на жизнь со своим домом, с нашей республикой, – сказал в завершении встречи Сергей Корнев. – И мы надеемся, что повзрослевшие дети не станут искать счастья в чужих краях, если здесь им будет хорошо. Так что совместно с государством мы над этим будем плотно работать.

Ну, что ж тут можно добавить? Пусть сбудутся все надежды…

«ДД»

Достижения в башнях и экваторах

Чистый ветер перемен



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ