Главная тема

И граница на замке?

Бремя политики I Лена НИКИТИНА © ДД

20 января 2020, 07:45


НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ, точнее 20 января, наконец-то «разрулилась» проблема номерных знаков, которая десять дней назад обострила отношения Приднестровья и Молдавии. Из-за этой проблемы автомагистрали, что связывают две республики с соседней Украиной, едва не оказалась «на замке». Но люди, далёкие от политики, до сих пор в недоумении: что это было, а главное – что будет дальше? Думается, ответить на этот вопрос можно, если обобщить всю информацию «по теме», обнародованную в последние дни на официальных сайтах молдавских и приднестровских ведомств.

ИТАК, 10 января молдавские пограничники перестали пропускать на территорию Украины машины с номерными знаками Приднестровья. С такой же проблемой столкнулись также водители, на чьих автомобилях «стояли» нейтральные номера, но у которых были водительские права, выданные в ПМР.

При этом внятного объяснения сложившейся ситуации Бюро по реинтеграции, что создано при правительстве Молдавии, дать не могло. Представители ведомства что-то говорили про «тестовый режим» и «оценки эффективности функционирования пунктов регистрации транспортных средств в Тирасполе и Рыбнице». Про постановку на учёт автомобилей из Приднестровья в молдавском агентстве государственных услуг… И про информирование «жителей приднестровского региона» о необходимости получать «нейтральные» номерные знаки и соответствующие свидетельства о регистрации…

А молдавский вице-премьер и политический представитель Кишинёва на переговорах с Тирасполем Александр Фленкя ссылался на договорённости между Кишинёвом и Киевом о том, чтобы не пропускать машины с номерами ПМР на Украину…

ЗДЕСЬ нужно напомнить, что в 2018 году между Приднестровьем и Молдавией было подписано транспортное соглашение. В соответствии с ним приднестровским автомобилистам для участия в международном дорожном движении нужно получить нейтральные автомобильные номера и соответствующие наклейки на стекло. Тем, кто решил на своей машине отправиться, к примеру, в Европу, такие атрибуты можно получить на территории ПМР – для этого в республике были открыты два специальных пункта.

И прежде, заметим, Киев грозился не пропускать на территорию Украины автомобили с приднестровской регистрацией. Но дипломаты уладили эту проблему. Так что сейчас у автомобилистов ПМР нет никаких препятствий для проезда в соседнюю страну.

Но вот что примечательно: в январе 2020 года проблемы на границе с Украиной возникли не потому, что приднестровские машины останавливали украинские сотрудники силовых структур. Нет, это делали молдавские пограничники…

ИМЕННО последнее наводит на мысль: проблема с приднестровскими номерами и водительскими удостоверениями – это «пробный камень», который всё же решил бросить в омут нынешней политики официальный Кишинёв.

Напомним, что правительство Молдавии намеревалось с первого февраля нынешнего года ужесточить погранично-таможенный контроль на пункте пропуска в Кучурганах. Пока молдавские пограничники занимаются там только лишь формальностями – проверяют документы. Но «вторая фаза» нового погранично-таможенного режима предусматривает расширение их полномочий. И это, в частности, чревато ограничением приднестровского импорта: медикаментов, детского питания, некоторых видов продовольственных товаров.

Однако приднестровским дипломатам удалось добиться того, что эти «меры» правительство Молдавии отодвинуло на 7 месяцев – до первого августа. Заметим, к слову, что решение об этой отсрочке было принято на следующий день после встречи в тираспольском офисе ОБСЕ политических представителей Приднестровья и Молдавии – министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева и молдавского вице-премьера Александра Фленкя.

ПОЧЕМУ всё же возник «заслон на дорогах», если дипломатические мосты вроде как были налажены? Надо полагать, Молдавия решила проверить, готово ли Приднестровье принять её условия политической игры. Но в ответ       на недружественный политический шаг со стороны соседей приднестровские власти пообещали предпринять зеркальные меры. Точнее, с 24 января ввести ограничения на пересечение государственной границы Приднестровья и Украины для всех типов транспортных средств, зарегистрированных в Молдавии и управляемых постоянно проживающими в Молдавии гражданами, обладающими молдавскими водительскими удостоверениями. Как заявили в МИД ПМР, «под ограничительные меры попадает и автотранспорт Молдавии, выполняющий международные пассажирские перевозки. Пропускать будут машины лишь в исключительных случаях, например, по медицинским показаниям».

Это заявление было сделано 17 января. И в тот же день состоялся телефонный разговор лидеров Приднестровья и Молдавии. При этом Вадим Красносельский подчеркнул, что предпринятые молдавской стороной шаги нарушают права приднестровцев. На что Игорь Додон ответил, что Молдавия готова отменить введённые ограничения – соответствующее решение вступит в силу на следующей неделе. И это случилось 20 января…

МОЖНО ЛИ теперь считать «конфликт номеров» исчерпанным? Говорить уверенно «да» ещё рано. Хотя эту проблему вроде как держит в поле зрения даже ОБСЕ. В частности, «вопрос» внесён в повестку дня встречи представителей ПМР с действующим председателем этой международной организации по молдавско-приднестровскому урегулированию Томасом Майер-Хартингом. Его визит в Тирасполь был запланирован заранее на 23 января.

Ясно одно: выражение «хочешь мира – готовься к войне» по-прежнему актуально для Приднестровья. И жителям региона остаётся только лишь надеяться на профессионализм дипломатов. Поскольку очевидно, что «политика малых шагов» может быть направлена не только на сближение людей, живущих на берегах Днестра, но и наоборот. А ведь таким образом можно дойти до самого страшного, о чём не позволяет забыть история образования ПМР.

ПОКАЗАТЕЛЬНО, что на брифинге 20 января, темой которого была  эта самая проблема номерных знаков, премьер-министр Молдавии Ион Кику сообщил: с первого апреля Украина запретит въезд на свою территорию автомобилям с приднестровскими номерами.

Так что, как уточняет портал tv8.md, глава молдавского правительства  призвал жителей левого берега Днестра «легализовать свой транспорт с помощью специального номерного знака, который ранее совместно разработали Кишинёв и Тирасполь».

2 – 3 стр. «ДД» №04



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ