Экономика

Чемодан без ручки

Исправление ошибок I Лена НИКИТИНА © ДД

9 марта 2020, 07:55


КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА. О необходимости преобразований этой социально значимой области речь в Приднестровье идёт уже лет десять. И нынешние власти тоже активно занимаются этим делом. Но удалось ли государству добиться чего-нибудь на этом поприще? И чего ещё можно ждать тут в ближайшее время? Попробуем понять это. Тем более, что для таких размышлений есть прекрасный повод: 15 марта – День работника жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.

К СОЖАЛЕНИЮ, долгие годы государство относилось к сфере жилищного хозяйства, как к чемодану без ручки. В том смысле, что этот груз и бросить нельзя, и нести тяжко. Конечно, власти оправдывались тем, что при постоянном дефиците казны трудно и зарплатой обеспечивать бюджетников, и вовремя выплачивать пенсии, и поддерживать медицину, образование… А в итоге де-факто выходило так, что финансировали коммунхоз республики главным образом потребители. То есть основным доходом профильных предприятий были деньги, собираемые за услуги населению.

Но приднестровцы-то, увы, в большинстве своём – люди небогатые. Потому и тарифы в республике невысокие. Устанавливая их, государство всё же учитывало уровень жизни населения, что, несомненно, правильно… Другое дело, что при таком подходе компенсировать нехватку средств коммунальным предприятиям государство должно было бы из своего бюджетного кармана. Но ведь там хронически нехватало средств для этих целей! Почему? Возможно потому, что не было грамотного подхода к управлению финансами или…

Впрочем, стоп: это – тема для другого разговора. А сейчас просто нужно признать факт: многие годы предприятия, которые обеспечивают приднестровцам коммунальный комфорт, вынуждены были существовать в состоянии хронического недофинансирования. Из-за этого и жилые дома, и подведённые к ним коммунальные сети износились так, что работники профильных предприятий уже не успевали латать дыры в крышах и трубах. То есть забот у сотрудников коммунальной сферы всё время прибавлялось, а количество денег в их кошельках – нет. И наступил такой момент, когда оплата труда уже не соответствовала объёму работы. Естественно, люди стали увольняться… Так производственные проблемы ЖКХ осложнились проблемами кадровыми.

КОНЕЧНО, нельзя сказать, что государство никогда прежде не задумывалось над тем, как распутать этот клубок противоречий. К примеру, некоторое время назад власти попытались переложить обязанности по содержанию жилищного фонда на жильцов. Мол, квартиры практически все приватизированы, поэтому организуйтесь в товарищества собственников жилья и хозяйствуйте себе самостоятельно.

Но предложение это не нашло широкой поддержки у жителей республики. Люди стали упрекать государство в том, что оно довело жилищный фонд до ручки. А теперь вместо того, чтобы восстанавливать разорённое хозяйство, хочет повесить его на плечи нищих пенсионеров и бюджетников, которых среди жильцов многоэтажек большинство.

Но в конце концов, примерно-показательные ТСЖ в республике всё же появились. Тем не менее панацеей запущенная реформа коммунальной сферы так и не стала. Но бесполезным этот эксперимент всё же назвать нельзя. Ведь он показал, что злополучный «чемодан без ручки» государство никому передать не сможет. Усвоив урок, власти стали планировать бюджет так, чтобы хоть понемногу увеличивать финансирование коммунальной сферы.

ПРИЧЁМ нужно отметить: несмотря на смену руководящего состава, этот курс внутренней госполитики не изменился. Но не зря в народе говорят, что ложка хороша к обеду. Ведь за предыдущие годы фактического бездействия властей в коммунальной сфере республики накопилось слишком много проблем. И теперь, даже имея в своём распоряжении достаточно большие суммы, быстро исправить ситуацию коммунальщики просто не могут.

К счастью, государство больше не закрывает глаза на эту ситуацию. И, как сказал в одном из своих последних телеинтервью председатель правительства Александр Мартынов, задача, которую сейчас решают власти, – «это уйти от красной черты, обеспечить стабильную, бесперебойную работу (предприятий ЖКХ – Л. Н.) на пять – семь лет».

Понятно, что для стабильной и бесперебойной работы любому предприятию необходимо иметь крепкую экономику. А если говорить о ЖКХ, то для ощутимого улучшения ситуации в этой сфере Приднестровью необходимо вложить сюда в общей сложности более миллиарда рублей. Деньги, конечно, немалые. Но власти наконец-то поняли, что недофинансирование «коммуналки» обходится ещё дороже. Так что последние два года профильные предприятия перестали ощущать себя пасынками государства – казна стала выделять им деньги и на плановые ремонты, и на инвестиционные программы. И результат не заставил себя ждать. К примеру, по сравнению с 2017 годом количество порывов водопроводных и тепловых сетей сократилось почти в два раза. А в сёлах началось строительство новых водопроводов…

Кроме того, с прошлого года коммунальные предприятия получают компенсацию – межтарифную разницу, которая образуется между экономически обоснованной и социальной ценой, установленной государством для населения. В нынешнем году, как сказал премьер-министр, на эти цели правительство планирует выделить 86 миллионов рублей, а в следующем – сто сорок миллионов…

НАКОНЕЦ-ТО озаботилось государство и увеличением оплаты труда коммунальщиков. В частности, с первого января стали прилично получать сотрудники предприятия «Водоснабжение и водоотведение». А это – почти 1.800 человек. Как уточняют «Новости Приднестровья», их ежемесячная надбавка – от пятисот до тысячи рублей. То есть прежде рабочие на этом предприятии получали в среднем 3,5 тысячи рублей. Теперь же их средний заработок – 4,2 тысячи. А нынешняя зарплата инженерных работников «ВиВ» превышает пять тысяч рублей, что практически равняется среднему показателю оплаты труда по республике и почти в три раза превышает прожиточный минимум в ПМР.

Когда дойдёт черёд работников других коммунальных предприятий радоваться улучшению своего материального положения? Пока эту информацию власти не обнародовали. Но известно, что повышать оклады работникам ЖКХ власти отныне планируют каждый год. И министерство экономического развития ПМР уже разработало графики повышения заработных плат в этой сфере.

ПОНЯТНО, что наскрести необходимый для коммунхоза миллиард рублей Приднестровью очень непросто. И упростить эту задачу могла бы ликвидация задолженностей абонентов. Но проблема эта стоит настолько серьёзно, что полтора месяца назад стала темой открытых слушаний в Верховном Совете. Участниками широкой дискуссии стали не только представители всех уровней власти, но и руководители профильных организаций, а также «делегаты» от управляющих компаний, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья… То есть все, кто в курсе сложившейся ситуации и мог бы предложить выход из неё.

А положение дел с платежами за услуги предприятий, обеспечивающих коммунальный комфорт, просто аховая. В общей сложности задолженность населения перед ними – почти 160 миллионов рублей. Больше половины этой суммы составляют так называемые исторические долги, которым уже больше двадцати лет. Но есть, и так сказать, свежие. К примеру, пять лет назад общая задолженность потребителей перед теплоснабжающей организацией «Тирастеплоэнерго» была около пятнадцати миллионов рублей. А по данным прошлого года она выросла почти на полтора миллиона.

Это – показательная ситуация для всех предприятий, оказывающие услуги населению. В списках должников немало тех, у кого нет никаких оснований жаловаться на нехватку денег в семейном бюджете. Но всё же большинство неплательщиков – это люди, временно выехавшие из республики. Их квартиры закрыты по многу лет, но – без официального оформления того, что хозяева отсутствуют. А закон в таких случаях требует, чтобы коммунальные платежи начислялись. И в этом есть своя логика. Ведь общие коммуникации дома, где находится покинутая квартира, всё равно нуждаются в обслуживании…

По республике только у предприятия «Водоснабжение и водоотведение» из тридцати тысяч абонентов-должников таких, временно отсутствующих, – почти 40 процентов. И далеко не в каждой из этих запертых квартир есть приборы учёта. Хотя их наличие могло бы расставить точки над «i»: нет потребления – нет долга. Но без счётчика трудно доказать, что во время отсутствие владельца квартиры или дома никто больше не пользовался его водопроводом.

Есть, конечно, в списках должников и такие граждане, для которых даже сравнительно невысокие коммунальные платежи, установленные в ПМР, – непосильная ноша. Потому что их семейный доход совсем невысокий. Числятся в должниках и те, кто де-факто ведёт бомжацкую жизнь, хотя де-юре жильё у них вроде как есть. У этих абонентов нет вообще никаких доходов, поэтому коммунальные организации даже через суд взыскать с них плату за услуги не могут.

Однако теперь для борьбы с неплательщиками государство даёт коммунальным организациям карт-бланш и целый набор инструментов для работы с должниками. То есть предприятия вправе ограничить или даже отключить от услуги того, кто вовремя не оплачивает счета.

В ЧАСТНОСТИ, такой эффективный «инструмент воздействия» уже применяет «Тирастеплоэнерго» – тем абонентам, кто имеет задолженности, работники предприятия приостанавливают подачу горячей воды. И с 2018 года последствия своих неплатежей прочувствовали без малого полторы сотни потребителей. А предприятие таким образом смогло вернуть в свой бюджет более двухсот тысяч рублей.

А «Водоснабжение и водоотведение» может ограничить подачу холодной воды так, что задолжавшему абоненту будет хватать только на санитарные и бытовые нужды. При этом полив и прочие бытовые радости становятся недоступным удовольствием.

Теперь государство идёт и на более серьёзные шаги – должники лишаются возможности выехать за пределы республики. И, как пишут «Новости Приднестровья», в прошлом году из-за долгов за тепло республику не смогли покинуть около 2,5 тысячи человек. В общей сложности они задолжали «Тирастеплоэнерго» почти 11 миллионов рублей. Правда, даже жёсткие меры позволили вернуть в бюджет предприятия только порядка шестисот тысяч.

А по требованию «ВиВ» ограничение на выезд получили 813 абонентов. Их общий долг за услуги по водоснабжению и водоотведению – почти 3,6 миллиона рублей. Из этой суммы удалось вернуть более шестисот тысяч…

Добиваясь оплаты за свои услуги, коммунальщики сейчас вправе пользоваться и другими официальными коллекторскими механизмами. В том числе пеня – в прошлом году всего за 4 месяца это наказание было применено к 23-м тысячам абонентов. Но из них рассчитаться по долгам решили немногие – примерно пятая часть. Однако таким образом из 24 тысяч «пенькового долга» удалось «выбить» 5,6 тысячи рублей. Маловато? Или нет?

Чаще прежнего теперь предприятия ЖКХ наказывают должников через суд. В прошлом году «выигрыш» коммунальщиков по исковым заявлениям составил три миллиона рублей. Но на деле получить эти деньги оказывается нелегко – большинство ответчиков находится за пределами ПМР. Впрочем, исполнительные листы будут ждать их целых 5 лет.

Из самых свежих новостей на эту тему: с первого марта наличие любой коммунальной задолженности станет препятствием при пе­реоформлении недви­жимости в Приднестровье.

ХОЧЕТСЯ верить, что государство сумеет выдержать взятый темп финансирования коммунальной сферы. И не забудет о своих обещаниях коммунальщикам. И тогда Приднестровье, быть может, сумеет таки приделать «ручку» к своему «чемодану».

2 – 3 стр. «ДД» №11



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ