Общество

Умер великий актёр Владимир Этуш

Утраты

9 марта 2019, 14:24


В возрасте 96 лет умер народный артист СССР, актёр Владимир Этуш. Об этом сообщается в Twitter-аккаунте Пятого канала.

Информацию о смерти Этуша подтвердили директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок и дочь артиста Раиса. Крок в беседе с ТАСС рассказал, что актёр попал в больницу 8 марта и скончался 9-го в 12:30.

Владимир Этуш – актёр театра и кино, обладатель ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством», ордена Александра Невского, премии «Золотая маска». Наибольшую известность ему принесли роли в фильмах «Кавказская пленница», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Старая, старая сказка», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭТУШ

Виктор Борзенко на сайте «Знаменитости» рассказал, что Владимир Этуш родился дважды и оба раза удачно. В первый раз это случилось 6 мая 1922 года, второй – когда пришла пора получать паспорт. Мама хотела, чтобы сын на случай, если придётся идти в армию, был на год более окрепшим. Однако жизнь внесла свои коррективы: Этуш, не дожидаясь призыва, сам напросился на фронт, но жить решил «по паспорту».

О противоречивом характере юбиляра говорил каждый, кому доводилось с ним общаться. Внешне самоуверенный, а на деле – искренний и ранимый; внешне весёлый, а на деле – строгий; внешне баловень судьбы, а на деле – скромный фронтовик, который о своих боевых заслугах не рассказывал даже под пытками назойливых

МАСКА ОЗОРНАЯ

Актёрская натура проснулась в Этуше ещё в раннем детстве. А началось с того, что отец подарил маленькому Володе игрушечную лошадь, покрытую натуральной шкурой телёнка. Мальчик не растерялся – смастерил из стульев место для кучера, соорудил повозку и, усадив туда бабушку с новорождённой сестрёнкой, принялся «катать» по квартире. При этом в руках он держал вожжи и деловито командовал своей лошадкой.

При первой же поездке бабушка не сдержалась и от умиления бросилась целовать своего маленького кучера. Но тот обиделся:

– Извозчиков не целуют!

С тех пор у него вошло в привычку делать замечания всем, кто отклоняется от жизненной правды.

МАСКА РОМАНТИЧЕСКАЯ

На самую первую ступень актёрской инициализации Владимир Этуш взошёл, будучи школьником: в восьмом классе стал заниматься в самодеятельности под руководством Павла Свищёва, бывшего актёра Театра Корша. Но поступление на режиссёрский факультет ГИТИСа кончилось провалом.

«Отчаявшись, я отправился в Главное управление учебными заведениями и стал просить о зачислении в институт, иначе мне угрожает армия, – вспоминал Этуш. – А какая может быть армия, когда все мои мысли только о театре! Те, к кому я пришёл, выдержали паузу и спросили: «А почему, молодой человек, вы так боитесь армии? Армия – хороший воспитатель, армию надо пройти, армия отлично закаляет…» Я был обескуражен и ушёл ни с чём.

Выручило меня знакомство с Тамарой Симоновой, племянницей Рубена Николаевича. Я попросил её свести меня с дядей, решив, очевидно, что Тамара заинтересована в наших с ней отношениях. И встреча состоялась».

Этуш о том эпизоде своей жизни говорил с иронией: дескать, Рубен Николаевич Симонов, главный режиссёр Театра им. Вахтангова и преподаватель Щукинского театрального училища, слишком хорошо относился к племяннице, что закрыл глаза и на чудовищную дикцию молодого человека, и на стеснительность. Его приняли в Щукинское училище на правах вольнослушателя, и только в зимнюю сессию благодаря удачному показу рассказа Чехова «Ненужная победа» Владимир Этуш стал полноправным студентом.

«И всё же моя любовь к театру продолжала зашкаливать, – говорил актёр. – Я настолько усердно работал над речью, что надо мной стали подшучивать. А на своё первое занятие пошёл в костюме, который специально купил накануне в комиссионке. Я ведь не знал, что это будет занятие танцами. Я вошёл в класс – увидел, что все мальчики и девочки стоят в сатиновых трусах и майках у балетных станков. Деликатнейшая Вера Александровна Гринер осведомилась, удобно ли мне в таком наряде. Тогда я снял пиджак и от растерянности спросил: «Так вас устроит?» И до конца занятия танцевал в жилетке, брюках и штиблетах…»

МАСКА ТРАГИЧЕСКАЯ

Маска смерти не раз витала над его головой. В представлении к ордену «Красная Звезда» говорится: «Тов. Этуш бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага и умелым манёвром выбил противника из района Городок. Противник потерял при этом до 30 солдат и офицеров и один ручной пулемёт. <…> 15.09.1943 г., наступая на районный центр Куйбышево, лично с группой бойцов ворвался в село и в уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».

Сам Этуш о своих военных подвигах предпочитал не вспоминать: лучше молчать о той страшной войне. Разве что однажды, разговорившись, поделился с корреспондентом «НИ» таким воспоминанием:

«В кавказских горах расположены по соседству два перевала – Тунгус-Арун и Мегет. Какой я перевалил, я не знаю, но помню, как страшно хотелось спать. Скользко, земля липнет к сапогам, мы движемся вдоль обрывов. Чтобы не заснуть, смотрю на спину своего товарища. И вдруг эту спину я потерял. Если бы не очнулся – через секунду погиб бы».

МАСКА ДРАМАТИЧЕСКАЯ

После войны Владимир Абрамович стал актёром Театра Вахтангова. Однако успех пришёл к нему далеко не сразу. Первые годы не мог сходу завоевать зал – стеснялся, боялся экспериментировать:

«Самое обидное заключалось в том, что даже тогда, когда на репетиции роль мною была сделана и у меня получалось, – на ответственном показе всё куда-то улетучивалось, и я оставался наедине со своими комплексами.

Уже в зрелом возрасте, будучи известным актёром, я боялся сдачи нового спектакля худсовету. Никогда не мог сыграть на уровне репетиций, всё наработанное куда-то уходило, и я совершенно терял юмор. Почти всегда за этим следовало предложение заменить исполнителя».

Однако случай, что называется, переменил судьбу. Произошло это на гастролях в Сочи. Владимир Этуш готовился сыграть Лаунса в «Двух веронцах» (позже роль стала коронной) и, как водится, жутко волновался:

«Я вышел из гостиницы, но вспомнил, что забыл лак, – вспоминал Владимир Абрамович. – Возвращаться – дурная примета, но куда деваться? Потом вышел и понял, что забыл парик. Вернулся снова. Затем началась череда всяких несуразностей. Но вдруг наступил такой момент, когда, перегруженный переживаниями, я почувствовал облегчение: будь что будет! И вышел на сцену совершенно свободный. И с первой же реплики почувствовал, что меня принимают. Появился юмор, я стал импровизировать, а закончился показ аплодисментами в мой адрес. Так я открыл для себя совершенно непознанную грань театра. И если можно говорить об актёрском успехе, то он начался у меня именно в этот момент».

Кстати, вскоре роль Лаунса действительно принесла Этушу популярность. Его вместе с партнёром Максимом Грековым стали приглашать для участия в концертах. Правда, на улице ещё не узнавали: было это задолго до съёмок артиста в кинокомедиях:

«Как-то на майские праздники у нас было два концерта подряд. Сначала мы выступили в Колонном зале, а затем должны были переехать в другое место. Но машина нас ждала в проезде Художественного театра, и поэтому в итальянских костюмах, в шляпах и париках мы должны были пробираться к ней сквозь праздничную толпу. Это было страшное впечатление: чего мы только ни наслушались о себе, как только нас ни костерили!»

МАСКА ТРАГИКОМИЧЕСКАЯ

Этушу всегда удавалось находить выразительные сценические формы, метафорически схватывающие суть момента, раскрывающие status quo. Филигранность его работ сродни отточенности рисунка голландского живописца Герарда Доу, умевшего запечатлеть отражённое окно и идущего за ним прохожего в зрачке портретируемого человека. Этуш «имел в зрачке» контексты, обстоятельства, эпохи. Новые исторические реалии – для него был хороший повод взглянуть на мир телеологически. В союзе с талантливыми режиссёрами совершать полёты во сне и наяву было куда приятнее и интереснее. В жизни Этуша их немало: Рубен Симонов, Евгений Симонов, Владимир Шлезингер, Александра Ремизова, Владимир Иванов, Леонид Гайдай, Леонид Квинихидзе…

А самое главное – не только на сцене, но и в жизни ирония выручала его в самых сложных ситуациях. Чего стоит, например, такая история:

«В Индии я снимался в фильме «Миссия в Кабуле», а в ту пору в Театре Вахтангова я играл главную роль в спектакле «Мещанин во дворянстве», и меня на съёмки отпускали от спектакля к спектаклю. И вот пришёл день отлёта, но я вижу, что администратор не в своей тарелке. Бегает, суетится. Оказалось, что нужный мне рейс закупили бомбейские промышленники, и я должен оставаться в Индии. Что делать? Остаётся лететь следующим рейсом. А это значит ещё на сутки позже.

Тогда в «Шереметьеве» часами нужно было дожидаться, пока тебя допустят до твоих чемоданов. Обслуживающий самолёт индиец говорит мне, что багаж должен пойти в багажное отделение. Я сажусь в самолёт. Экипаж наш. Пассажиров мало. И обращаюсь к командиру корабля, разъясняю ситуацию. Он говорит: «Задерживать самолёт я не буду, а во время полёта спустимся в багажное отделение и возьмём чемодан». Но вдруг я узнаю, что в Москве самолёт не сядет, ибо рейс «перебросили» на Киев. Пилот говорит: «Да ты не волнуйся – тебя обязательно отправят в Москву» Я говорю: «Что значит не волнуйся?!» И опять начинаю всё сначала, как заведённый, что, мол, по расписанию самолёт прилетает в восемь, а там эти таможенные формальности, и только в девять я выезжаю из аэропорта, а в десять мне нужно быть уже в гриме… На что он спокойно говорит: «Всё понимаю, но мы не садимся в Москве».

Ну что поделать? От усталости я и сам не заметил, как заснул. Проснулся уже над Воронежем. Открыл чемодан, а у меня там лежал декоративный палаш (меч), купил в Индии в качестве сувенира. И так, дурака валяя, пошёл в кабину пилотов. А тогда только начались угоны самолётов, и они были настороже.

Я поднял палаш над головой, как кавалерист перед атакой, вошёл в кабину и сказал: «Принуждаю сесть в Москве!» Они сначала оторопели, но потом, оценив мой юмор, стали соображать. Пилот говорит радисту: «Слушай, а запроси-ка Москву, может, она всё-таки примет нас». Запросили. Всё. Садимся в Москве. Таким образом, моя власть сыграла роль. Я был первым, кто принудительно посадил большой самолёт в Москве»…

«ДД» №11 (12.750), 14 – 20.03.2019



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ