Общество

Как учиться, чтобы не лечиться

Собеседник по четвергам I Виктория ПАШЕНЦЕВА © ДД

1 сентября 2020, 08:03


Начался новый учебный год. Но таким как этот, праздник первого звонка никогда прежде не был. Впервые ребята и учителя, радуясь встрече, старались держаться подальше друг от друга – соблюдали социальную дистанцию. Многие на торжественную линейку пришли в масках. Причём этому никто не удивлялся. После многих месяцев борьбы с коронавирусом даже маленькие первоклашки понимают: наука безопасности для жизни и здоровья – наиважнейшая... Однако можно ли учиться в школе так, чтобы избежать угрозы любого столкновения с опасной инфекцией? И готова ли в целом система народного образования к работе в условиях строгих эпидемических норм? Попробуем понять это на примере одного отдельно взятого региона Приднестровья. И наш сегодняшний собеседник – Оксана Попченко, начальник Рыбницкого УНО (на снимке).

– Оксана Павловна, недавно промелькнула информация, что в ПМР на базе образовательной платформы Moodle создана «Электронная школа». Она послужит основой для проведения онлайн-обучения в республике… Но готова ли обычная общеобразовательная школа к такому новшеству? Как оно будет внедряться на практике, к примеру, в Рыбнице?

– Для начала нужно пояснить, что представляет собой «Электронная школа». По сути, это сайт для дистанционного обучения, на котором будут аккумулироваться информационно-образовательные наработки лучших педагогов республики по всем школьным предметам. Электронная школа Приднестровья предполагает не только платформу для дистанционного образования. Она позволит любому ученику, владеющему компьютером и имеющему доступ к Интернету, заниматься самообразованием. К примеру, самостоятельно изучить пропущенную тему, повторить пройденное, разобраться со сложным материалом. Согласитесь, это особенно важно для выпускников.

А педагоги, особенно молодые, смогут на этой электронной платформе посмотреть, как подают ту или иную тему их более опытные коллеги. Такая форма обмена опытом позволит повысить профессиональный уровень учительских кадров.

Полезной будет «Электронная школа» и для родителей. Особенно для тех, чьи дети нуждаются в помощи при выполнении домашних заданий. Поскольку при желании папы и мамы смогут с помощью сайта разобраться с любой трудной темой.

Теперь о том, как эта практика будет внедряться в Рыбнице. Очень просто – так же, как и во всей республике. Сайт будет доступен всем желающим вне зависимости от места нахождения интернет-пользователя.

– Но хватает ли школам педагогических кадров, подготовленных для такой работы? Ведь немалая часть учительских коллективов состоит из пенсионеров, которые плохо владеют компьютером…

– Да, пандемия создала форс-мажорные обстоятельства не только в экономике, но и в сфере образования. В новых условиях цифровая компетенция педагогических кадров стала одной из базовых задач государства. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании теперь закреплено законодательно. Это одно из требований новых стандартов, по которым судят о готовности педагогов к профессиональной деятельности.

Если говорить конкретно о Рыбнице. У нас о техническом сопровождении работы педагогов задумались не вчера. То есть соответствующие мероприятия были предусмотрены и проведены заранее. В частности, 13 сотрудников образовательных организаций уже прошли специальные обучающие курсы на базе Приднестровского госуниверситета. Теперь они не только сами могут создавать и загружать электронные материалы на платформу для дистанционного образования, но и обучат этому своих коллег. Таким образом необходимые знания получат все рыбницкие педагоги – и городских, и сельских школ. А ещё на базе приднестровского Института развития образования и повышения квалификации все методисты-организаторы по информатизации образования прошли обучающие вебинары.

Кроме того, до начала учебного года все учителя школ прошли обучение тому, как пользоваться платформой для дистанционного образования на специальных семинарах. Разработкой конспектов электронных уроков, с которыми можно ознакомиться на этой электронной платформе, занималась специально созданная рабочая группа. От рыбницкой системы образования в неё вошли 62 педагога – специалисты по разным школьным дисциплинам.

– Хорошо, Оксана Павловна: с подготовкой кадров ситуация прорисовывается. Но достаточно ли у школ технических возможностей? То есть везде ли есть высокоскоростной интернет, достаточное число компьютеров и т.д.? В прошлом году, как отметил недавно президент ПМР, около тридцати процентов школьников и двадцати процентов студентов не имели технической возможности участвовать в онлайн-учёбе (впрочем, официальные данные говорят о семипроцентном неохвате)…

– Возможность проведения оптоволоконной сети в учебные учреждения республики ещё в июле изучала специальная комиссия, созданная правительством. А в августе учреждения системы общего образования начали подключать к высокоскоростному интернету. Правительство закупает для школ компьютеры. Уже известно, что в общей сложности в школьную сеть республики поступит около двух тысяч ПК. Часть из них получит Рыбница.

– А если семья ученика просто не в состоянии купить ему компьютер и обеспечить подключение к интернету? Не скажется ли это на качестве школьного образования?

– Новые формы обучения порождают новые проблемы. И каким будет конечный результат сложно сказать. Но задача современной школы – свести к минимуму любые негативные последствия пандемии на учащихся. Во главу угла ставится, конечно же, здоровье ребёнка. При этом школа стремится сохранить высокий уровень образования.

Школы при необходимости могут применять комплексные кейс-технологии. Они основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов. В принципе использование таких «кейсов» для школы не новинка.

– Насколько я знаю, огромное внимание в ПМР уделяется вопросу координации расписания. Здесь предполагалось предусмотреть такие нюансы, как выбранный школой график обучения, соотношение очных и онлайн уроков, организацию рабочего дня педагога…. К 25 августа всё это должно было быть согласовано с санэпидемиологами. Удалось ли уложиться в эти сроки?

– Санэпидемиологи и оперштаб по борьбе с распространением коронавируса рекомендовали организациям образования поэтапное планирование и утверждение рабочего расписания. Но уже к 27 августа расписание было составлено и согласовано со всеми компетентными инстанциями. Отмечу, что в школах учли индивидуальные особенности планировки, вместимости и наполняемости общеобразовательных учреждений. Учебные расписания организаций образования города и района были утверждены с минимальной учебной нагрузкой на ученика – не более четырёх уроков в день и лишь в исключительных случаях разрешается физкультура пятым уроком. Если образовательный процесс будет идти по смешанной системе (то есть часть уроков будут очными, а часть – дистанционными), тогда подход в выбору предметов будет дифференцированным. Продолжительность очного урока тоже ограничена: для первоклассников – 30 минут, для остальных – 40…

1_3 стр. «ДД» №36



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ