Общество

Моральный выбор

Информация к размышлению I Лена НИКИТИНА © ДД

2 февраля 2020, 08:15


НЫНЕШНИЙ ГОД особенный. И это вовсе не из-за «магического» сочетания цифр – 2020... Из общей череды лет нынешний год выделяет событие мирового значения – 75-летний юбилей Великой Победы. То есть победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

ВОЗМОЖНО, кто-то скажет: необходимости в таком уточнении нет – Великая Победа у нас одна… Однако достаточно вспомнить события, связанные с другой исторической датой – Международным днём памяти жертв холокоста. И становится ясно: в мире немало желающих переписать или как минимум подправить историю. Впрочем, это неудивительно. Ведь история всегда была политическим оружием.

«Реформаторы» истории пытаются преуменьшить не только значение Великой Победы, но роль Красной Армии и вообще советского народа в разгроме Третьего рейха не просто так. Их цель ясна – ударить по авторитету России как преемницы СССР. Иногда в этом своём стремлении они доходят буквально до абсурда.

Так недавно президент Украины заявил, что к началу Второй мировой войны привёл «сговор тоталитарных режимов». То есть сговор СССР и нацистской Германии. Россия, разумеется, отреагировала – назвала это заявление оскорбительным «для россиян, миллионов жителей стран СНГ и Украины». Нашлись объективно мыслящие люди и на самой Украине – Владимира Зеленского там назвали предателем собственного деда.

Но Зеленский вовсе не единственный извратитель истории. Это подтверждают другие факты, которых немало. МИД России, например, призвал британскую газету The Telegraph «не выдумывать» новости о роли Красной армии во Второй мировой войне. Со страниц этого издания премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Россия «переписывает историю холокоста» и Европа должна этому противостоять, защищая «историческую правду».

Спикер парламента Эстонии Хенн Пыллуаас обвинила Россию в попытке переписать всю историю «в угоду своим целям».

Депутат литовского сейма Арунас Гумуляускас предложил коллегам на законодательном уровне снять ответственность с нацистских пособников формулировкой «Литва и литовский народ не участвовали в холокосте». И это при том, что за период Великой Отечественной войны в Литве было уничтожено почти 200 тысяч евреев. И, как свидетельствуют исторические документы, занимались этим в основном литовские коллаборационисты. Но сегодня у Гумуляускаса в Литве немало сторонников…

 КАК ЖЕ ТАК получилось, что в странах, когда-то находившихся под фашистским игом, сегодня не помнят ни цену своего избавления от «коричневой чумы», ни своих освободителей? Кто виноват в том, что сегодня неонацисты не только смело поднимают головы, но даже встают в полный рост и считают себя героями? Почему оказались забытыми выводы, сделанные в Нюрнберге во время суда над немецкими фашистами? Над этим стоит поразмышлять… Поразмышлять ради мира на земле, а не для красного словца.

За мир, в котором мы живём, СССР заплатил немыслимо огромную цену – 27 миллионов жизней… Так что для народа, пережившего войну, День Победы стал действительно всеобщим праздником. Горьким праздником. Ведь в стране, победившей фашизм, не было семьи, которая бы не потеряла кого-то из близких. И понятно почему раньше его отмечали как семейный – без всякой парадности.

Парадным День Победы стал в эпоху Брежнева. И вроде как это было оправдано – в условиях холодной войны страну нужно было укрепить изнутри какими-то общими традициями. И уже не только в семьях, но и на площадях стали вспоминать тех, кто пал на фронтах Великой Отечественной войны. «Никто не забыт! Ничто не забыто!»…

Но сменялись поколения. И постепенно для молодёжи, родившейся уже в мирное время, этот праздник стал просто символом. Понемногу он терял непосредственную связь с войной и всё сильнее наполнялся неким универсальным смыслом победы.

Для шаткого социалистического лагеря этот символ был настолько важен, что ради него власти наложили табу на реальную фронтовую правду. Говорить о войне нужно было только «высоким штилем», не упоминая про грязь, кровь, подлость на войне. То есть окопную правду приравняли к фальсификациям. И постепенно образ победы все больше и больше получал парадно-барабанный характер.

А после развала СССР за этим показным пафосом празднования Дня Победы стали «теряться» конкретные солдаты-фронтовики – ветераны с их житейскими проблемами, нуждами, заботами…

ТАКОЕ отношение мы видим не только в государствах, где политики ради собственной выгоды внушают своим народам, что русский солдат для них – не освободитель, а оккупант. Увы, даже в Приднестровье, где вроде как сохранились исторические связи с Россией, есть немало примеров такой «повседневной забывчивости» о людях, которых горячо благодарят 9 Мая с трибун. И «ДД» не раз писал об этой проблеме, пытаясь привлечь к ней внимание общества и властей. Достаточно вспомнить историю газификации дома ветерана Василия Дмитриевича Султанова, эпопею с подключением к городской системе сливов дома фронтовой медсестры Елизаветы Ефимовны Фельдман…

Так что надо признать: ответственность за отношение к Великой Победе, к солдатам-освободителям и вообще истории лежит на каждом из тех, кому повезло не знать ужасов войны. Кому не грозит смерть в газовой камере или на виселице.

То есть ответственность за прошлое и будущее на самом деле лежит сегодня на каждом человеке персонально. И она не зависит от того, где кто живёт: в России, в Молдавии, на Украине, в Польше или Прибалтике. Потому что сегодня Великая Победа – это наш личный моральный выбор между не всегда красивой исторической правдой и удобной сиюминутной кривдой.

Или я не права?

2 стр. «ДД» №06

Против ада на Земле



Ваш комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ТО, ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ